О Комитете

Указом Президента Республики Казахстан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного контроля Республики Казахстан" от 29 сентября 2004 года и постановлением Правительства  РК от 28 октября 2004 года образован Комитет  по надзору и аттестации в сфере образования и науки  Министерства образования и науки Республики Казахстан с передачей ему контрольно-надзорных функций.
В соответствии со статьей 24 Конституционного Закона Республики Казахстана «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О Правительстве Республики Казахстан»», утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 19 июня 2007 года № 267, а так же на основании постановления Правительства Республики Казахстан от 22 октября 2007 года № 984 Комитет по надзору и аттестации в сфере образования и науки МОН РК преобразован в Комитет по контролю в сфере образования и науки МОН РК (далее - Комитет) и осуществляет контрольные и (или) реализационные функции.
За отчетный период работа Комитета была направлена на реализацию одного из главных направлений Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы - совершенствование системы государственного контроля.
Задача и предмет данного отчета – проведение объективного анализа:
- реализации основных видов государственного контроля за 2007 год, определенных Законами Республики Казахстан «Об образовании» и «О науке» (государственная аттестация организаций образования;  организация и проведение единого национального тестирования (ЕНТ); промежуточный государственный контроль;  контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан об образовании и правил лицензирования образовательной деятельности; аттестация государственных научных учреждений; аккредитация негосударственных научных учреждений);
- аттестации научных и научно-педагогических кадров;
- нострификации и апостилирования документов образования;
- реализации мер по совершенствованию и развитию системы обеспечения качества образования;
- совершенствования структуры, нормативной правовой базы, методов работы Комитета, и обозначение существующих задач и путей их решения.

1. Аттестация организаций образования

В 2007 году проведена государственная аттестация и проверка образовательной деятельности на соблюдение требований, содержащихся  в лицензии (на 1 декабря 2007 года)  в 22 вузах  и  4  республиканских школ-интернатах.
По итогам государственной аттестации и проверки на соответствие лицензионным требованиям организаций образования в 2007 году:
- не аттестованы 52  специальностей высшего образования;
- приостановлены действия лицензии на право ведения образовательной деятельности  по 28 специальностям;
- признаны не соответствующей требованиям, содержащимся в лицензии 35 специальностей;
- отозваны и прекращены действия лицензии на право ведения образовательной деятельности  по 33 специальностям.
В целях выполнения задач, поставленных Главой государства, об  оптимизации сети вузов и дальнейшего повышения качества высшего образования, 2007 года проведена внеплановая проверка образовательной деятельности в 143 вузов и 66 филиалах на соблюдение законодательства Республики Казахстан в области образования.
В результате проверки:
- закрыты 13 высших учебных заведений;
- путем объединения 25 вузов созданы 11 новых юридических лиц;
- 9  вузов присоединены к действующим учебным заведениям;
- приостановлено действие лицензий 31 вуза и 2 филиалов вузов.
Целенаправленная работа по оптимизации вузов одобрена Правительством Республики Казахстан.
Руководство Комитета провело ряд совещаний и встреч с учредителями вузов, где детально обсуждались вопросы, связанные с оптимизацией. А также возможности закрытия, объединения  или слияния учебных заведений, дальнейшего продолжения обучения студентов.
В итоге количество вузов сокращено на 36, филиалов на 58.

2. Аттестация научных организаций и аккредитация научных организаций и вузов

К концу 2008 года предусматривается внедрение международной модели аккредитации в Казахстане.
Правительством РК рассмотрен вопрос о выделении финансовых средств на прохождение специализированной аккредитации по 10 образовательным программам, институциональной аккредитации 5 ведущих вузов Республики Казахстан в международных аккредитационных органах в 2008-2010 годах.
Согласно новому Закону Республики Казахстан «Об образовании»  предусмотрен переход от государственной аккредитации к общественно-профессиональной.
В 2007 году проведены работы по подготовке к прохождению аккредитации отдельными вузами Казахстана в Германском агентстве по аккредитации образовательных программ в области инженерии, информатики, естественных наук и математики (ASIIN) или Германском институте аккредитации, сертификации и повышения качества (ACQUIN).
Утвержден перечень пилотных вузов, для апробации рекомендаций Проекта по системе обеспечения качества высшего образования в республике:
1. Казахский национальный агротехнический университет имени С. Сейфуллина (г. Астана);
2. Казахский национальный технический университет имени  К.И. Сатпаева (г. Алматы);
3. Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза (г. Караганда);
4. Инновационный Евразийский университет (г. Павлодар);
5. Академия бизнеса моды «Сымбат» (г. Алматы).
 

3. Лицензирование образовательной деятельности

Лицензирование образовательной деятельности юридических лиц  осуществляется в соответствии с Законами РК «Об образовании», «О лицензировании», Правилами лицензирования образовательной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РК, Инструкцией по представлению и рассмотрению документов для получения лицензии на право образовательной деятельности, утвержденной приказом МОН РК.
В 2007 году Комитет осуществлял лицензирование юридических лиц, реализующих профессиональные учебные программы высшего, послевузовского образования, образовательные учебные программы, финансируемые из республиканского бюджета, духовные образовательные программы, а также международных и иностранных юридических лиц.
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с установленными квалификационными требованиями для каждого подвида деятельности. За счет более тщательного подхода к рассмотрению документов и жесткой регламентации процесса предварительной экспертизы, а также созданной автоматизированной программы «ППС-ВУЗ», которая позволяет выдать достоверную картину о качественном и количественном составе профессорско-преподавательского контингента каждого учебного заведения, удалось существенно поднять качество лицензирования.  
Для гласного и коллегиального рассмотрения вопросов выдачи, отзыва или приостановления действия лицензии создан консультативно-совещательный орган – Республиканская комиссия по лицензированию образовательной деятельности.
На заседаниях Республиканской комиссии по лицензированию были рассмотрены заявления на выдачу лицензий на право ведения образовательной деятельности 146 организаций образования,  9 научно-исследовательских центров, 1 областного института повышения квалификации и переподготовки кадров, 1 республиканского авиационного центра по подготовке и переподготовке кадров. Экспертизы на предмет соответствия заявленных условий квалификационным требованиям проведены по 437 специальностям высшего и 219 специальностям послевузовского профессионального образования, по 1 специальности технического профессионального образования.
По рекомендации комиссии оформлены и выданы лицензии на образовательную деятельность по специальностям высшего профессионального образования – 137, послевузовского профессионального образования – 71, дополнительного профессионального образования – 9.
На основании обращений переоформлены государственные лицензии  24 юридическим лицам, осуществляющим образовательную деятельность, приложения к государственным лицензиям по 110 специальностям.
Отказано в выдаче лицензий: по 42 специальностям высшего профессионального образования, 3 – послевузовского образования.
В настоящее время функции лицензирования образовательной деятельности переданы в Департамент высшего и послевузовского образования МОН РК.

        4. Единое национальное тестирование

В 2007 году ЕНТ проводилось с 10 по 15 июня в 154 пунктах тестирования. В ЕНТ приняли участие 142 707 выпускников, в том числе на казахском языке – 83 301, русском языке – 59 406 выпускников; в том числе   из городских школ – 70 171, сельских школ – 72 536.
Максимальное количество баллов (120 баллов) набрали два претендента на знак «Алтын белгі» из Южно-Казахстанской области.
Средний балл ЕНТ по республике составил 71,1:  каз.яз. обучения – 71,4 рус.яз. – 70,7; городских школ – 73,2, сельских – 69,1. В 2006 году средний балл по республике составлял 63,3.
Наивысший средний балл набрали выпускники Южно-Казахстанской области -76,1; городов Алматы – 75,5 и Астаны - 75,1; Алматинской области - 74,8.
Наименьший средний балл набрали выпускники следующих областей: Атырауской - 65,3; Акмолинской - 66,7; Карагандинской - 67,2 областей.
Из 3 145 претендентов на получение аттестата «Алтын белгі» подтвердили отличные знания 1 849 выпускников или 58,8%.
В целом, следует отметить хорошую организацию ЕНТ, оперативную обработку и своевременную выдачу результатов тестирования.
До проведения ЕНТ была организована экспертиза программного обеспечения ЕНТ на функциональную эффективность и надежность. Впервые была проведена экспертиза всей базы тестовых заданий ЕНТ по всем предметам тестирования (более 120 тысяч заданий).
В настоящее время проводится работа по дальнейшему совершенствованию системы единого национального тестирования.
Предприняты меры по обеспечению конфиденциальности тестовых материалов. Коды правильных ответов ЕНТ отнесены к категории государственных секретов в Законе Республики Казахстан «О государственных секретах».
В 2008 году ЕНТ планируется проводить по 5 предметам: математике, родному языку (язык обучения), истории Казахстана, казахскому языку для школ с русским языком обучения, русскому языку для школ с казахским языком обучения и предмету по выбору (физика, география, химия, биология, иностранные языки). При этом казахский язык для русских школ и русский язык для казахских школ будут включены в число обязательных предметов ЕНТ.
Количество тестовых заданий по каждому предмету – 25. Всего тестовых заданий – 125. На ЕНТ будет отведено 3 астрономических часа.
По итогам ЕНТ выпускники получают аттестат и сертификат, подтверждают аттестат «Алтын белгі», аттестат с отличием.

5. Промежуточный государственный контроль

Промежуточный государственный контроль (ПГК) в организациях образования республики проводится с 2005 года. Целью ПГК является государственный контроль  (далее - ПГК) за качеством освоения обучающимися образовательных программ соответствующих уровней и ступеней.

Промежуточный государственный контроль
в организациях общего среднего образования

    ПГК в организациях общего среднего образования 2007 году  проведен  с 1 по 20 марта 2007 года в 1203 школах для 9-х классов и 705 школах для 4-х классов (10% школ от общего количества школ).
В тестировании приняли участие 86108 учащихся из них 27300 четвероклассников,  и 58808 девятиклассников.
В 4-х классах в 2007 году ПГК проводился по познанию мира с помощью тестов закрытого типа – 20 заданий.
Средний балл составил 14,36 баллов, из них по городским школам – 14,31, сельским – 14,40.
ПГК в 9-х классах проводился в 1203 школах (20% школ от общего количества школ).
В тестировании приняли участие 58808 девятиклассников, в том числе 34388  из школ и классов с казахским языком обучения, 24420 – с русским.
ПГК  проводился  по казахскому языку и биологии с помощью тестов закрытого типа – 60 заданий.
Средний балл по республике составил 35,31, в том числе в школах и классах с казахским языком обучения – 34,93; с русским – 35,84, по городским школам – 35,49; сельским – 35,11.
В 2008 году промежуточным государственным контролем будет охвачено не менее 50%. Предметами тестирования определены в 4-х классах математика, а в 9-х классах казахский язык в русских школах, русский язык в казахских школах, один из иностранных языков и химия.

Промежуточный государственный контроль
в высших учебных заведениях

С 23-26 июня т.г. на базе 58 вузов республики проводилась   процедура ПГК обучающихся высших учебных заведений после 2 (3) курса обучения по очной и по трем направлениям подготовки (экономическое, юридическое и педагогическое) заочной формы обучения.
    ПГК проводился в форме комплексного тестирования с целью проверки усвоения обучающимися отдельных дисциплин государственного общеобязательного стандарта высшего профессионального образования на базе 58 вузов республики. В ПГК участвовали студенты 166 вузов и 50 филиалов.
    С 2006 года введена новая схема проведения ПГК, при которой в городах, где имеется несколько базовых вузов, студенты распределены для сдачи ПГК по направлениям подготовки. Данный подход усилил степень ответственности базовых вузов за организацию и проведение процедуры ПГК и персональную ответственность ректоров базовых вузов за строгое соблюдение технологии ПГК.
В 2007 году пороговый уровень оставлен без изменений. Для получения зачета студентам медицинских специальностей необходимо  набрать 50 % из 125 тестовых заданий,  а студентам остальных специальностей – 35 % из 125 тестовых заданий.
В ПГК участвовали 95 217 из заявленных 105 056 студентов. Пороговый уровень не преодолели 4 507 студентов. Средний балл ПГК по республике составил 72,8 из 125 возможных (каз. отд. - 69,4; рус. отд. - 76,9; англ. отд. - 96,9).  
С 2008 года организации образования должны будут обеспечить явку студентов не менее 70 %  списочного состава.
Результаты тестирования студента будут считаться положительными, если он наберет пороговый уровень, равный 60 % правильных ответов от общего количества тестовых заданий по медицинским специальностям, по всем остальным – 40 %.
    Вместе с тем, организации образования, в которых  7 % обучающихся не преодолели по результатам процедуры ПГК  пороговый уровень по 25 % и более специальностям, будут подлежать внеочередной государственной аттестации.

6. Аттестация научных и научно-педагогических кадров

За 2007 год было утверждено 2666 аттестационных дел, из них на присуждение ученой степени доктора наук – 323 (в том числе   переаттестация – 41), кандидата наук – 1791 (в том числе  переаттестация – 119); на присвоение ученого звания  профессора – 143 и  доцента – 409
В 2007 году была переработана Инструкция о порядке проведения кандидатских экзаменов. Приказом Министра образования и науки РК от 2 сентября 2007 года № 409 была утверждена «Инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации соискателей ученых степеней».
В новой редакции Инструкции четко обозначен количественный состав экзаменационных комиссий по общенаучным дисциплинам: 5 человек – председатель и 4 члена комиссии. В частности,  в состав экзаменационной комиссии по дисциплине «История и философия науки»  должны входить не менее двух докторов философских наук, кандидатов философских наук и доктора наук по соответствующей отрасли науки.
Конкретизирован состав экзаменационной комиссии по казахскому языку, где в состав комиссии по казахскому языку должен входить доктор наук по соответствующей отрасли, свободно владеющий казахским языком. Председателем должен быть доктор филологических наук по специальности 10.02.02 – Казахский язык или 10.02.06 – Тюркские языки по автореферату.  
Так же кандидатский экзамен по иностранному языку может быть засчитан при наличии сертификата либо другого документа о сдаче экзамена в международных образовательных организациях (ACCELS, Британский Совет, Гёте Институт, Французский альянс) по стандартизированной технологии в форме TOEFL, IELTS, DAF, DELF, DALF с результатом не менее 60% от максимального порогового уровня.
Введено положение о том, что экзамен по специальной дисциплине проводится после сдачи кандидатских экзаменов по общенаучным дисциплинам и общему курсу.
Во исполнение решения, принятого на расширенном заседании коллегии Министерства образования и науки РК от 18 января 2007 года  Комитетом подготовлены:
- приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан  от 17 октября 2007 года № 486 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 января 2003 года  № 14 «Об утверждении Положения о диссертационном совете»;
- приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 октября 2007 года  № 485 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 января 2003 года   № 16 «Об утверждении Правил присуждения ученых степеней»;
С 1 января 2008 года прекращена деятельность всех диссертационных советов Республики Казахстан и проводится работа по открытию новых диссоветов в соответствии с новыми требованиями и рекомендациями по оптимизации советов. При этом намечается значительное сокращение диссертационных советов на 25-30%.

7. Межгосударственное и международное
сотрудничество

Государственные органы аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины на совещании полномочных представителей в г. Алматы 17 мая 1993 года договорились об учреждении Международной ассоциации государственных органов аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации  (МАГАТ). В дальнейшем к Соглашению присоединились Республика Армения, Грузия.
Основными задачами МАГАТ являются:
- оказание взаимопомощи при решении вопросов, связанных с созданием и совершенствованием национальных систем аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
- проведение анализа и обобщение международного опыта аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
- организация обмена соответствующими материалами по вопросам, представляющим взаимный интерес.
Высшим органом МАГАТ является Конференция  руководителей государственных органов аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, которая проводится один раз в год.
11-12 октября 2007 года Комитетом была проведена очередная VIII Конференцию в г. Астане, на которой обсуждены вопросы по координации мер по совершенствованию аттестации научных и научно-педагогических кадров в странах–участницах МАГАТ. В работе конференции приняли участие руководители и представители органов аттестации   Азербайджанской Республики,  Республики Армения,  Республики Казахстан, Республики Молдова, Российской Федерации и Украины, депутаты Парламента Республики Казахстан, сотрудники Министерства образования и науки Республики Казахстан, члены Президиума и экспертных советов Комитета по надзору и аттестации в сфере образования, ректора вузов и ведущие ученые республики.
    

8. Информационная работа

С января 2006 года функционирует web-сайт Комитета (www.educontrol.kz). Комитет постоянно проводит работы по опубликованию и актуализации следующих материалов на сайте:
- нормативных правовых документов по вопросам, находящихся в компетенции Комитета;
- приказы, инструктивные письма Комитета;
- текущих и запланированных мероприятий;
- перечни диссертационных советов, научных изданий и ведущих организаций;
- объявления о защите докторских диссертаций;
- списки утвержденных аттестационных дел соискателей;  и т.д.
Комитетом подготовлены и выпущены Бюллетень № 4 за 2006 год и  3 номера  Бюллетеня за 2007 год.  В Бюллетенях  опубликованы нормативные правовые акты, входящие в компетенцию Комитета, инструктивные письма Комитета, аналитические обзоры защищенных диссертаций, научные статьи и др. За год рассмотрено и опубликовано в Бюллетене  254 объявлений о докторских защитах.
Руководство и сотрудники Комитета систематически выступают в СМИ с разъяснениями по вопросам входящим в компетенцию Комитета.