Kaz | Rus

Начальная
Аттестация организаций образования и науки
Аккредитация организаций образования и науки
Единое национальное тестирование
Постлицензионный контроль
Промежуточный государственный контроль
Аттестация научных и научно-педагогических кадров
Нострификация и признание документов образования
Стандарт оказания услуг по апостилированию официальных документов
Государственные закупки
О выполнении основных приоритетов Послания Президента РК
 
Архив новостей
Вопросы и ответы
Контакты
Статистика сайта
           
www.akorda.kz"
www.government.kz
www.e.gov.kz

О Комитете  О Комитете 
О Комитете

Указом Президента Республики Казахстан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного контроля Республики Казахстан" от 29 сентября 2004 года и постановлением Правительства  РК от 28 октября 2004 года образован Комитет  по надзору и аттестации в сфере образования и науки  Министерства образования и науки Республики Казахстан с передачей ему контрольно-надзорных функций.
В соответствии со статьей 24 Конституционного Закона Республики Казахстана «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О Правительстве Республики Казахстан»», утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 19 июня 2007 года № 267, а также на основании постановления Правительства Республики Казахстан от 22 октября 2007 года № 984 Комитет по надзору и аттестации в сфере образования и науки МОН РК преобразован в Комитет по контролю в сфере образования и науки МОН РК (далее - Комитет) и осуществляет контрольные и (или) реализационные функции.
За отчетный период работа Комитета была направлена на реализацию одного из главных направлений Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы - совершенствование системы государственного контроля.
Задача и предмет данного отчета – проведение объективного анализа:
- реализации основных видов государственного контроля за 2007 год, определенных Законами Республики Казахстан «Об образовании» и «О науке» (государственная аттестация организаций образования;  организация и проведение единого национального тестирования (ЕНТ); промежуточный государственный контроль;  контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан об образовании и правил лицензирования образовательной деятельности; аттестация государственных научных учреждений; аккредитация негосударственных научных учреждений);
- аттестации научных и научно-педагогических кадров;
- нострификации и апостилирования документов образования;
- реализации мер по совершенствованию и развитию системы обеспечения качества образования;
- совершенствования структуры, нормативной правовой базы, методов работы Комитета, и обозначение существующих задач и путей их решения.

1. Аттестация организаций образования

В 2007 году проведена государственная аттестация и проверка образовательной деятельности на соблюдение требований, содержащихся  в лицензии (на 1 декабря 2007 года)  в 22 вузах  и  4  республиканских школ-интернатах.
По итогам государственной аттестации и проверки на соответствие лицензионным требованиям организаций образования в 2007 году:
- не аттестованы 52  специальностей высшего образования;
- приостановлены действия лицензии на право ведения образовательной деятельности  по 28 специальностям;
- признаны не соответствующей требованиям, содержащимся в лицензии 35 специальностей;
- отозваны и прекращены действия лицензии на право ведения образовательной деятельности  по 33 специальностям.
В целях выполнения задач, поставленных Главой государства, об  оптимизации сети вузов и дальнейшего повышения качества высшего образования, 2007 года проведена внеплановая проверка образовательной деятельности в 143 вузов и 66 филиалах на соблюдение законодательства Республики Казахстан в области образования.
В результате проверки:
- закрыты 13 высших учебных заведений;
- путем объединения 25 вузов созданы 11 новых юридических лиц;
- 9  вузов присоединены к действующим учебным заведениям;
- приостановлено действие лицензий 31 вуза и 2 филиалов вузов.
Целенаправленная работа по оптимизации вузов одобрена Правительством Республики Казахстан.
Руководство Комитета провело ряд совещаний и встреч с учредителями вузов, где детально обсуждались вопросы, связанные с оптимизацией. А также возможности закрытия, объединения  или слияния учебных заведений, дальнейшего продолжения обучения студентов.
В итоге количество вузов сокращено на 36, филиалов на 58.

2. Аттестация научных организаций и аккредитация научных организаций и вузов

К концу 2008 года предусматривается внедрение международной модели аккредитации в Казахстане.
Правительством РК рассмотрен вопрос о выделении финансовых средств на прохождение специализированной аккредитации по 10 образовательным программам, институциональной аккредитации 5 ведущих вузов Республики Казахстан в международных аккредитационных органах в 2008-2010 годах.
Согласно новому Закону Республики Казахстан «Об образовании»  предусмотрен переход от государственной аккредитации к общественно-профессиональной.
В 2007 году проведены работы по подготовке к прохождению аккредитации отдельными вузами Казахстана в Германском агентстве по аккредитации образовательных программ в области инженерии, информатики, естественных наук и математики (ASIIN) или Германском институте аккредитации, сертификации и повышения качества (ACQUIN).
Утвержден перечень пилотных вузов, для апробации рекомендаций Проекта по системе обеспечения качества высшего образования в республике:
1. Казахский национальный агротехнический университет имени С. Сейфуллина (г. Астана);
2. Казахский национальный технический университет имени  К.И. Сатпаева (г. Алматы);
3. Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза (г. Караганда);
4. Инновационный Евразийский университет (г. Павлодар);
5. Академия бизнеса моды «Сымбат» (г. Алматы).
 

3. Лицензирование образовательной деятельности

Лицензирование образовательной деятельности юридических лиц  осуществляется в соответствии с Законами РК «Об образовании», «О лицензировании», Правилами лицензирования образовательной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РК, Инструкцией по представлению и рассмотрению документов для получения лицензии на право образовательной деятельности, утвержденной приказом МОН РК.
В 2007 году Комитет осуществлял лицензирование юридических лиц, реализующих профессиональные учебные программы высшего, послевузовского образования, образовательные учебные программы, финансируемые из республиканского бюджета, духовные образовательные программы, а также международных и иностранных юридических лиц.
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с установленными квалификационными требованиями для каждого подвида деятельности. За счет более тщательного подхода к рассмотрению документов и жесткой регламентации процесса предварительной экспертизы, а также созданной автоматизированной программы «ППС-ВУЗ», которая позволяет выдать достоверную картину о качественном и количественном составе профессорско-преподавательского контингента каждого учебного заведения, удалось существенно поднять качество лицензирования.  
Для гласного и коллегиального рассмотрения вопросов выдачи, отзыва или приостановления действия лицензии создан консультативно-совещательный орган – Республиканская комиссия по лицензированию образовательной деятельности.
На заседаниях Республиканской комиссии по лицензированию были рассмотрены заявления на выдачу лицензий на право ведения образовательной деятельности 146 организаций образования,  9 научно-исследовательских центров, 1 областного института повышения квалификации и переподготовки кадров, 1 республиканского авиационного центра по подготовке и переподготовке кадров. Экспертизы на предмет соответствия заявленных условий квалификационным требованиям проведены по 437 специальностям высшего и 219 специальностям послевузовского профессионального образования, по 1 специальности технического профессионального образования.
По рекомендации комиссии оформлены и выданы лицензии на образовательную деятельность по специальностям высшего профессионального образования – 137, послевузовского профессионального образования – 71, дополнительного профессионального образования – 9.
На основании обращений переоформлены государственные лицензии  24 юридическим лицам, осуществляющим образовательную деятельность, приложения к государственным лицензиям по 110 специальностям.
Отказано в выдаче лицензий: по 42 специальностям высшего профессионального образования, 3 – послевузовского образования.
В настоящее время функции лицензирования образовательной деятельности переданы в Департамент высшего и послевузовского образования МОН РК.

        4. Единое национальное тестирование

В 2007 году ЕНТ проводилось с 10 по 15 июня в 154 пунктах тестирования. В ЕНТ приняли участие 142 707 выпускников, в том числе на казахском языке – 83 301, русском языке – 59 406 выпускников; в том числе   из городских школ – 70 171, сельских школ – 72 536.
Максимальное количество баллов (120 баллов) набрали два претендента на знак «Алтын белгі» из Южно-Казахстанской области.
Средний балл ЕНТ по республике составил 71,1:  каз.яз. обучения – 71,4 рус.яз. – 70,7; городских школ – 73,2, сельских – 69,1. В 2006 году средний балл по республике составлял 63,3.
Наивысший средний балл набрали выпускники Южно-Казахстанской области -76,1; городов Алматы – 75,5 и Астаны - 75,1; Алматинской области - 74,8.
Наименьший средний балл набрали выпускники следующих областей: Атырауской - 65,3; Акмолинской - 66,7; Карагандинской - 67,2 областей.
Из 3 145 претендентов на получение аттестата «Алтын белгі» подтвердили отличные знания 1 849 выпускников или 58,8%.
В целом, следует отметить хорошую организацию ЕНТ, оперативную обработку и своевременную выдачу результатов тестирования.
До проведения ЕНТ была организована экспертиза программного обеспечения ЕНТ на функциональную эффективность и надежность. Впервые была проведена экспертиза всей базы тестовых заданий ЕНТ по всем предметам тестирования (более 120 тысяч заданий).
В настоящее время проводится работа по дальнейшему совершенствованию системы единого национального тестирования.
Предприняты меры по обеспечению конфиденциальности тестовых материалов. Коды правильных ответов ЕНТ отнесены к категории государственных секретов в Законе Республики Казахстан «О государственных секретах».
В 2008 году ЕНТ планируется проводить по 5 предметам: математике, родному языку (язык обучения), истории Казахстана, казахскому языку для школ с русским языком обучения, русскому языку для школ с казахским языком обучения и предмету по выбору (физика, география, химия, биология, иностранные языки). При этом казахский язык для русских школ и русский язык для казахских школ будут включены в число обязательных предметов ЕНТ.
Количество тестовых заданий по каждому предмету – 25. Всего тестовых заданий – 125. На ЕНТ будет отведено 3 астрономических часа.
По итогам ЕНТ выпускники получают аттестат и сертификат, подтверждают аттестат «Алтын белгі», аттестат с отличием.

5. Промежуточный государственный контроль

Промежуточный государственный контроль (ПГК) в организациях образования республики проводится с 2005 года. Целью ПГК является государственный контроль  (далее - ПГК) за качеством освоения обучающимися образовательных программ соответствующих уровней и ступеней.

Промежуточный государственный контроль
в организациях общего среднего образования

    ПГК в организациях общего среднего образования 2007 году  проведен  с 1 по 20 марта 2007 года в 1203 школах для 9-х классов и 705 школах для 4-х классов (10% школ от общего количества школ).
В тестировании приняли участие 86108 учащихся из них 27300 четвероклассников,  и 58808 девятиклассников.
В 4-х классах в 2007 году ПГК проводился по познанию мира с помощью тестов закрытого типа – 20 заданий.
Средний балл составил 14,36 баллов, из них по городским школам – 14,31, сельским – 14,40.
ПГК в 9-х классах проводился в 1203 школах (20% школ от общего количества школ).
В тестировании приняли участие 58808 девятиклассников, в том числе 34388  из школ и классов с казахским языком обучения, 24420 – с русским.
ПГК  проводился  по казахскому языку и биологии с помощью тестов закрытого типа – 60 заданий.
Средний балл по республике составил 35,31, в том числе в школах и классах с казахским языком обучения – 34,93; с русским – 35,84, по городским школам – 35,49; сельским – 35,11.
В 2008 году промежуточным государственным контролем будет охвачено не менее 50%. Предметами тестирования определены в 4-х классах математика, а в 9-х классах казахский язык в русских школах, русский язык в казахских школах, один из иностранных языков и химия.

Промежуточный государственный контроль
в высших учебных заведениях

С 23-26 июня т.г. на базе 58 вузов республики проводилась   процедура ПГК обучающихся высших учебных заведений после 2 (3) курса обучения по очной и по трем направлениям подготовки (экономическое, юридическое и педагогическое) заочной формы обучения.
    ПГК проводился в форме комплексного тестирования с целью проверки усвоения обучающимися отдельных дисциплин государственного общеобязательного стандарта высшего профессионального образования на базе 58 вузов республики. В ПГК участвовали студенты 166 вузов и 50 филиалов.
    С 2006 года введена новая схема проведения ПГК, при которой в городах, где имеется несколько базовых вузов, студенты распределены для сдачи ПГК по направлениям подготовки. Данный подход усилил степень ответственности базовых вузов за организацию и проведение процедуры ПГК и персональную ответственность ректоров базовых вузов за строгое соблюдение технологии ПГК.
В 2007 году пороговый уровень оставлен без изменений. Для получения зачета студентам медицинских специальностей необходимо  набрать 50 % из 125 тестовых заданий,  а студентам остальных специальностей – 35 % из 125 тестовых заданий.
В ПГК участвовали 95 217 из заявленных 105 056 студентов. Пороговый уровень не преодолели 4 507 студентов. Средний балл ПГК по республике составил 72,8 из 125 возможных (каз. отд. - 69,4; рус. отд. - 76,9; англ. отд. - 96,9).  
С 2008 года организации образования должны будут обеспечить явку студентов не менее 70 %  списочного состава.
Результаты тестирования студента будут считаться положительными, если он наберет пороговый уровень, равный 60 % правильных ответов от общего количества тестовых заданий по медицинским специальностям, по всем остальным – 40 %.
    Вместе с тем, организации образования, в которых  7 % обучающихся не преодолели по результатам процедуры ПГК  пороговый уровень по 25 % и более специальностям, будут подлежать внеочередной государственной аттестации.

6. Аттестация научных и научно-педагогических кадров

За 2007 год было утверждено 2666 аттестационных дел, из них на присуждение ученой степени доктора наук – 323 (в том числе   переаттестация – 41), кандидата наук – 1791 (в том числе  переаттестация – 119); на присвоение ученого звания  профессора – 143 и  доцента – 409
В 2007 году была переработана Инструкция о порядке проведения кандидатских экзаменов. Приказом Министра образования и науки РК от 2 сентября 2007 года № 409 была утверждена «Инструкция о порядке проведения промежуточной аттестации соискателей ученых степеней».
В новой редакции Инструкции четко обозначен количественный состав экзаменационных комиссий по общенаучным дисциплинам: 5 человек – председатель и 4 члена комиссии. В частности,  в состав экзаменационной комиссии по дисциплине «История и философия науки»  должны входить не менее двух докторов философских наук, кандидатов философских наук и доктора наук по соответствующей отрасли науки.
Конкретизирован состав экзаменационной комиссии по казахскому языку, где в состав комиссии по казахскому языку должен входить доктор наук по соответствующей отрасли, свободно владеющий казахским языком. Председателем должен быть доктор филологических наук по специальности 10.02.02 – Казахский язык или 10.02.06 – Тюркские языки по автореферату.  
Так же кандидатский экзамен по иностранному языку может быть засчитан при наличии сертификата либо другого документа о сдаче экзамена в международных образовательных организациях (ACCELS, Британский Совет, Гёте Институт, Французский альянс) по стандартизированной технологии в форме TOEFL, IELTS, DAF, DELF, DALF с результатом не менее 60% от максимального порогового уровня.
Введено положение о том, что экзамен по специальной дисциплине проводится после сдачи кандидатских экзаменов по общенаучным дисциплинам и общему курсу.
Во исполнение решения, принятого на расширенном заседании коллегии Министерства образования и науки РК от 18 января 2007 года  Комитетом подготовлены:
- приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан  от 17 октября 2007 года № 486 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 января 2003 года  № 14 «Об утверждении Положения о диссертационном совете»;
- приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 октября 2007 года  № 485 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 января 2003 года   № 16 «Об утверждении Правил присуждения ученых степеней»;
С 1 января 2008 года прекращена деятельность всех диссертационных советов Республики Казахстан и проводится работа по открытию новых диссоветов в соответствии с новыми требованиями и рекомендациями по оптимизации советов. При этом намечается значительное сокращение диссертационных советов на 25-30%.

7. Межгосударственное и международное
сотрудничество

Государственные органы аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины на совещании полномочных представителей в г. Алматы 17 мая 1993 года договорились об учреждении Международной ассоциации государственных органов аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации  (МАГАТ). В дальнейшем к Соглашению присоединились Республика Армения, Грузия.
Основными задачами МАГАТ являются:
- оказание взаимопомощи при решении вопросов, связанных с созданием и совершенствованием национальных систем аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
- проведение анализа и обобщение международного опыта аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;
- организация обмена соответствующими материалами по вопросам, представляющим взаимный интерес.
Высшим органом МАГАТ является Конференция  руководителей государственных органов аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, которая проводится один раз в год.
11-12 октября 2007 года Комитетом была проведена очередная VIII Конференцию в г. Астане, на которой обсуждены вопросы по координации мер по совершенствованию аттестации научных и научно-педагогических кадров в странах–участницах МАГАТ. В работе конференции приняли участие руководители и представители органов аттестации   Азербайджанской Республики,  Республики Армения,  Республики Казахстан, Республики Молдова, Российской Федерации и Украины, депутаты Парламента Республики Казахстан, сотрудники Министерства образования и науки Республики Казахстан, члены Президиума и экспертных советов Комитета по надзору и аттестации в сфере образования, ректора вузов и ведущие ученые республики.
    

8. Информационная работа

С января 2006 года функционирует web-сайт Комитета (www.educontrol.kz). Комитет постоянно проводит работы по опубликованию и актуализации следующих материалов на сайте:
- нормативных правовых документов по вопросам, находящихся в компетенции Комитета;
- приказы, инструктивные письма Комитета;
- текущих и запланированных мероприятий;
- перечни диссертационных советов, научных изданий и ведущих организаций;
- объявления о защите докторских диссертаций;
- списки утвержденных аттестационных дел соискателей;  и т.д.
Комитетом подготовлены и выпущены Бюллетень № 4 за 2006 год и  3 номера  Бюллетеня за 2007 год.  В Бюллетенях  опубликованы нормативные правовые акты, входящие в компетенцию Комитета, инструктивные письма Комитета, аналитические обзоры защищенных диссертаций, научные статьи и др. За год рассмотрено и опубликовано в Бюллетене  254 объявлений о докторских защитах.
Руководство и сотрудники Комитета систематически выступают в СМИ с разъяснениями по вопросам входящим в компетенцию Комитета.

О Комитете
Руководство
Номенклатура специальностей научных работников
Бюллетень Комитета
Концепция совершенствования системы аттестации
Приказы
Инструктивные письма
Списки утверждённых соискателей
Перечень диссертационных советов
Перечень научных изданий
Перечень ведущих организаций
Перечень вузов, имеющих лицензии
Перечень пунктов проведения ЕНТ
Объявления о защите докторских диссертаций

Международная деятельность

Проект TACIS «Поддержка развития и мониторинга системы обеспечения качества ...
2005-2008 © Комитет по контролю в сфере образования и науки
При любом использование материалов сайта гиперссылка на сайт www.educontrol.kz обязательна.