Kaz | Rus

Начальная
Аттестация организаций образования и науки
Аккредитация организаций образования и науки
Единое национальное тестирование
Постлицензионный контроль
Промежуточный государственный контроль
Аттестация научных и научно-педагогических кадров
Нострификация и признание документов образования
Стандарт оказания услуг по апостилированию официальных документов
Государственные закупки
О выполнении основных приоритетов Послания Президента РК
 
Архив новостей
Вопросы и ответы
Контакты
Статистика сайта
           
www.akorda.kz"
www.government.kz
www.e.gov.kz

Концепция совершенствования системы аттестации 
Концепция совершенствования системы аттестации

КОНЦЕПЦИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ  ПОДГОТОВКИ  И АТТЕСТАЦИИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ДО 2010 ГОДА

 Введение

       Настоящая Концепция является документом, определяющим цели,  задачи, структуру, содержание, тактику и основные стратегические направления развития системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров в Казахстане (далее - аттестация).  Настоящий  документ  разработан в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан «Об образовании», «О науке», Стратегией «Казахстан - 2030», Посланием Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана "Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира" от 1 марта 2006 года, «Государственной Программой развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы», «Концепцией развития образования в Республике Казахстан до 2015 года», Лиссабонской конвенцией о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, рекомендациями Совещания министров образования европейских стран в Болонье, материалами конференций и совещаний  по сотрудничеству государств стран-участниц Содружества Независимых Государств и Совета по сотрудничеству в области образования государств участников СНГ, решениями Совета по взаимному признанию и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях при Интеграционном Комитете Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).  Концепция состоит из следующих частей:
-    вопросы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров  в Республике Казахстан;
-    мировые тенденции в подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров;
-    цели и   задачи Концепции; 
-    основные направления совершенствования системы   подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров; 
-    этапы  и ожидаемые результаты реализации Концепции.

 

1. Вопросы подготовки и аттестации  научных и  научно-педагогических  кадров в Республике Казахстан

 

      Основными задачами  государственной политики в области образования и науки на пути реализации Стратегии вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира являются:
- интеграция высшего образования, науки и наукоемкого производства с целью развития приоритетных  научных исследований и новых технологий, ориентированных на систему рыночных отношений;
- подготовка высококвалифицированными специалистами   приоритетных направлений в науке;  
- создание на базе ведущих вузов и научных центров, с учетом международного передового опыта, современной  системы подготовки научных кадров.  Опыт показывает, что решение названных задач невозможно без реформирования всей системы подготовки и аттестации кадров высшей квалификации.      
      Необходимо отметить, что существующая система аттестации, которая берет свое начало еще с советских времен, сыграла свою позитивную роль в развитии науки и образования, учитывая социально-политические реалии того времени, сформировала научно-интеллектуальный потенциал страны.
      Однако в последние годы в ней стали выявляться системные недостатки:  в существующей системе подготовки научных кадров наметилась тенденция на простое «воспроизводство» кандидатов, докторов наук. Ей стали присущи формализм в оценке научного потенциала, бюрократизм, чрезмерная продолжительность процедуры аттестации, субъективизм, отсутствие должной информированности о  признании  научной общественностью результатов исследований. Тем самым существующая система перестала отвечать вызовам нового инновационного этапа развития общества.
     Недостаточная гибкость  системы подготовки кадров, отсутствие мотивации работников научно-образовательной сферы к дальнейшему профессиональному росту после получения ученой степени, а также слабая интеграция в мировую информационную и научно-образовательную среду вызвали ряд негативных последствий:
 - низкую эффективность и результативность научных исследований и прикладных разработок, выполняемых в рамках диссертационных исследований. Так,  например, в республике в среднем  на 100 ученых приходится одна научная статья, опубликованная за рубежом, на 15000 ученых – получены  один-два международных патента;
  - снижение качества экспертизы научных исследований и интенсивный рост числа обладателей ученых степеней;  
  - несоответствие имеющегося научного и инновационного  потенциала потребностям производства в использовании перспективных технологий, приведшее к разрыву связей между наукой и производством;
  - отсутствие   конкуренции  между научными школами и   отдельными учеными;
  - утечку  высококвалифицированных кадров в коммерческую  сферу и научные отрасли зарубежных государств;
  - старение  научно-педагогических кадров;
  - снижение  социального статуса ученого и  престижа науки.

 

      Наряду с этим, традиционную систему аттестации характеризует существенное снижение, а порой полное отсутствие объективной профессиональной критики на разных этапах экспертизы научных результатов (от специализированных кафедр и лабораторий до диссертационных советов, ведущих организаций и отзывов официальных оппонентов).   Следует отметить, что в настоящее время не везде имеются научные школы, способные предъявить к соискателям высокие требования в аспекте их методологической и специальной подготовки. Это оборачивается снижением требований, предъявляемых к  содержанию кандидатских и докторских исследований, что  в целом негативно сказывается   на авторитете отечественных ученых в мировой научно-образовательной среде.  Указанные причины привели к дисбалансу основных звеньев в подготовке и аттестации кадров,  формализации  процедурных и качественных требований к кандидатским и докторским  диссертациям, к снижению конкурентоспособности отечественной науки,  неконвертируемости   казахстанских дипломов об ученых степенях и званий в других государствах.         Предполагаемое в рамках данной Концепции преобразование системы аттестации станет актуальным в плане модернизации системы подготовки квалифицированных научных кадров, создания максимально благоприятных условий для творчества, формирования конкурентоспособных кадров в сфере образования и науки.  Данная Концепция, учитывая мировой и отечественный опыт по развитию и поддержке научного  интеллектуального потенциала, призвана осуществить кардинальные преобразования в системе подготовки  и аттестации научных и научно-педагогических  кадров высшей квалификации в нашей республике.

 

2.  Мировые тенденции в  подготовке и аттестации  научных и научно-педагогических  кадров

 

    В настоящее время степень доктора философии «пи-эйч-ди» (Ph.D) присуждается в США, в странах Европы, Америки, Азии и является высшей научной степенью, подтверждающей квалификацию специалиста в той или иной отрасли знаний, как-то: доктор философии в экономике, доктор философии по истории, доктор философии в области психологии и т.д. При этом профессиональная деятельность докторов философии связана как  с научной и преподавательской деятельностью,   так и работой  в бизнесе, в консалтинговых компаниях, в аналитических отделах и т.д. Около 70–80% обладателей Ph.D выбирают академическую карьеру, занимаясь преподаванием в университетах и бизнес–школах.
    В развитых странах с каждым годом растет спрос на докторов философии. Так, например,  в США он вдвое превышает предложение. Наличие ученой степени Ph.D – это гарантия трудоустройства. Здесь специалист защищает докторскую степень и в дальнейшем может совершенствоваться без получения формального подтверждения уровня квалификации в определенных областях знаний.
   Подготовка доктора  философии (Ph.D) в США. В США докторская степень Ph.D - наивысшая ученая степень, присуждаемая университетами за уникальные исследовательские проекты в избранной сфере. Большинство вузов требует, чтобы ученые, помимо принципиально новых открытий, имели весомые публикации в научных изданиях, которые  представляли бы ценность для других исследователей. В США существует более 4000 колледжей и университетов, из них около 260 университетов обладают правом подготовки по докторским программам. Как правило, докторские программы могут резко отличаться друг от друга в зависимости от выбранного университета и области исследования. Срок обучения по  докторским программам составляет как минимум три года.  В большинстве случаев минимальным требованием для поступления на обучение по программе Ph.D является наличие ученой степени магистра. Как правило, научные степени магистра и доктора философии присваиваются ведущими университетами, на базе которых осуществляется подготовка диссертации. 
    В подготовке высококвалифицированных кадров прерогатива отдана докторским исследовательским университетам. Они организуют учебный процесс, научно-исследовательскую деятельность магистрантов и докторантов. Решение о присуждении ученых степеней принимается группой ведущих профессоров по профилю диссертации. В США средний возраст докторов, получающих степень Ph.D, составляет  33-35 года.
    Подготовка докторов философии в ведущих Европейских странах. В этих странах до недавнего времени превалировали многоступенчатые системы подготовки научных кадров, которые различались по национальным традициям и научным школам, сложившимся  в конкретных социально-экономических условиях.  Подготовку научных кадров осуществляют элитные высшие учебные заведения, интегрирующие в своей образовательной практике лучший  мировой опыт, новые направления в области научных исследований и инновационные методы обучения. В них созданы оптимальные условия для  генерации продуктивных идей и  ориентации соискателей научных степеней на проведение фундаментальных  и прикладных научных исследований. В контексте данного направления наибольшей популярностью среди студентов пользуются классические вузы, созданные до 1992 года и  имеющие хорошую исследовательскую базу по сравнению с вновь созданными.  Так, например, в Великобритании  на долю 14 британских университетов приходится  50% всех выпускников докторских программ, а вторая половина контингента обучающихся распределяется по другим 115 университетам.
    Следует отметить, что система подготовки и аттестации научных кадров в Европе децентрализована, основана на взаимосвязи образования и исследования. В рамках Болонского процесса большинство европейских стран рассматривают докторантуру как третий уровень обучения (бакалавриат, магистратура, докторантура), а некоторые закрепили данный факт законодательно.  Наиболее популярной  квалификацией доктора наук является Doctor of Philosophy (Ph.D или Dphil). Ее присуждают по результатам исследовательских проектов. В настоящее время растет число профильных  докторских программ (педагогических и медицинских наук, клинической психологии,  в области творчества и изящных искусств - EdD, DClinPsych, DmedEth, Dmus, AmusD и т.д.).
   Докторские программы Ph.D состоят из обязательных спецкурсов и оригинальных индивидуальных исследований, позволяющих приобретать дополнительные знания.
   Они ориентированы, прежде всего, на подготовку специалиста, освоившего методологию и методику научных исследований и способного в дальнейшем активно и квалифицированно вести научные исследования. При этом особое внимание уделяется более высокому и специализированному уровню образования. Соискатель на получение степени Ph.D  должен продемонстрировать глубокие знания в исследуемой области. Его академическая работа оценивается по докторской диссертации, публикациям в ведущих журналах мирового уровня. Диссертация не регламентируется обязательными условиями, подобными требованиям Государственной аттестации.
    Таким образом, оценка деятельности исследователя осуществляется по совокупности объективных критериев: научная эрудиция,  профессионализм, теоретическая и прикладная значимость научных трудов.
 В США и ведущих странах Европы подготовка докторов Ph.D ориентирована на требования рынка труда к академической и прикладной специализации,   перспективы карьерного роста в реальном секторе,  получение практических результатов, позволяющих вносить весомый вклад в создание новых знаний, отличающихся концептуальностью, системностью, методологической обоснованностью. Докторские программы в этих странах реализовываются на основе ряда базовых принципов. К примеру, основным компонентом подготовки докторов Рh.D должно быть обретение дополнительных знаний в ходе оригинальных исследований. Контроль и оценка деятельности, обучающихся по программам Рh.D должна быть прозрачной и основываться на совместной ответственности докторанта, научного руководителя и организации (других возможных партнеров). Продолжительность докторских программ, как правило, 3-4 года при полной занятости. Докторские программы должны стремиться к географической, междисциплинарной и межсекторальной мобильности, международному сотрудничеству и обеспечиваться стабильным  финансированием.       
    Аналогичный подход в казахстанской  модели позволит гармонизировать систему подготовки и аттестации  научных и научно-педагогических кадров с международной системой путем  введения общепринятых базовых требований, которые используются в ведущих странах мира.
    Новая система подготовки и аттестации будет способствовать реализации концептуальных положений Послания Президента народу Казахстана в 2006 году, Государственной программы развития образования в РК на 2005-2010 годы и обеспечит опережающее развитие образования и науки страны в русле потребности отраслей экономики и производства в перспективных кластерах.

 

3. Цели и задачи Концепции

 

    Основная цель настоящей Концепции - создание национальной  модели подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров,  способствующей интеграции Казахстана в мировое научно-образовательное пространство и призванной обеспечить  высококвалифицированными кадрами приоритетные направления  науки.
    Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров:
 - разработка  и совершенствование нормативных правовых актов,  регулирующих подготовку и аттестацию по программам  магистратуры и докторантуры (Ph.D);
  -  разработка образовательных программ докторантуры (Ph.D) по всем приоритетным отраслям науки Казахстана;
 - обеспечение эффективного функционирования центров по реализации программ докторантуры (Ph.D) на базе ведущих вузов и научных организаций;  
 - постепенный переход от традиционной  системы подготовки и аттестации к  международной модели целевого воспроизводства высококвалифицированных кадров для науки и образования через магистратуру и докторантуру (Ph.D);
  - децентрализация государственной системы аттестации научных и научно-педагогических кадров;
  - повышение ответственности организаций образования и науки перед обществом за качество подготовки научных и  научно-педагогических кадров.

 

4.  Основные направления реализации Концепции

 

    В соответствии с «Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы» и «Концепцией развития образования в Республике Казахстан до 2015 года» структура высшего и послевузовского профессионального образования будет трансформирована в многоуровневую систему подготовки кадров через бакалавриат, магистратуру и докторантуру.
   Данная трехуровневая система основывается на образовательном компоненте и сочетается с научно-исследовательской деятельностью. При успешном освоении докторской образовательной программы, сдаче квалификационных экзаменов и защите диссертации, соискателям  присуждается ученая степень доктора Ph.D. В сотрудничестве с зарубежными университетами, получившими международное признание в области реализации докторских программ, на базе ведущих казахстанских университетов и научных организаций (центров по подготовке докторов Ph.D)  будут внедряться программы Ph.D продолжительностью освоения не менее 3 лет.
   Данные программы основываются на  кредитной технологии обучения  и должны обеспечивать  оптимальный баланс между теоретической подготовкой  и научно-исследовательской деятельностью докторантов. Защита докторской диссертации на соискание ученой степени доктора философии (Ph.D.) осуществляется в диссертационном совете по соответствующей специальности, создаваемой в базовом вузе или в научной организации, с обязательным участием  экспертов из  зарубежных вузов-партнеров.
   В докторантуру (Ph.D) должны трансформироваться традиционные аспирантура (адъюнктура) и  докторантура, соискательство и другие формы подготовки диссертаций. Прием на работу обладателей степени доктора  Ph.D осуществляется в соответствии с полученной ими квалификацией, а их дальнейшая профессиональная деятельность  зависит только от их конкретных достижений.  В дальнейшем обладатели  научной степени доктора Ph.D могут повысить профессиональный уровень через выполнение  требований, предъявляемых к получению ученого звания ассоциированного профессора (доцента) и профессора (full professor).
   В вузах будут введены три основные градации преподавательских должностей и званий:   ассистент профессора, который является первой ступенью в научно-педагогической деятельности доктора Ph.D; ассоциированный (associate professor) профессор (доцент) – звание, которое присваивается организацией образования и науки обладателям ученых степеней, при соблюдении установленных требований к стажу научно-педагогической работы, по результатам научной, методической деятельности;   профессор (full professor) - высшее научно-педагогическое звание в системе образования и науки нашей страны, которое присваивается работникам вузов и НИИ уполномоченным государственным органом за соответствующие достижения в научной, методической, педагогической работе. Претенденты на данное звание должны  иметь признанные научные достижения (публикации в известных научных периодических изданиях ведущих стран, патенты, активное участие в международных научных симпозиумах и конференциях) и подготовленных учеников; быть обладателями государственных, международных исследовательских грантов и авторами учебников, монографий  и т.д.
   Трансформация системы аттестации научных и  научно-педагогических кадров сопровождается повышением требований к деятельности диссертационных советов, профессиональной подготовке поступающих в докторантуру,  качественному содержанию  диссертационных исследований,   уровню их апробации в международных журналах,  уровню знаний  иностранных языков, перспективам внедрения научных разработок  в производство и реальный экономический сектор. Одним из показателей эффективности научно-исследовательской деятельности ученого станет индекс цитируемости (Science Citation Index), дающий количественную оценку его научно-технических достижений.
   Для постепенного перехода к новой системе  подготовки и  аттестации научных и научно-педагогических кадров будут созданы условия,  сочетающие как традиционные, так и мировые  прогрессивные тенденции развития образования и науки.
   В транзитный период (2006-2010 г.г.) обеспечивается параллельное функционирование существующей и вводимой системы подготовки и аттестации.  При этом сохранится  государственное регулирование процесса аттестации с последующей постепенной децентрализацией и делегированием полномочий, связанных с присуждением ученых степеней и с присвоением ученых званий в ведущих университетах и научных организациях.
    Кандидаты наук, при желании, могут поступить в докторантуру Ph.D, и при выполнении соответствующих требований получить искомую степень. 
    В квалификационные характеристики должностей научно-педагогических работников организаций образования и науки будут введены требования о наличии степени доктора философии.
    При этом  кандидаты, доктора наук, доценты и профессора, получившие степени и звания по традиционной системе аттестации, сохраняют имеющийся  в настоящее время свой статус. 
    Требования к подготовке докторов по программам Ph.D будут предусматривать:
 - повышение значимости предварительной экспертизы диссертационной работы;
 -  оригинальность диссертации и наличие о ней компетентных мнений, признанных казахстанских и зарубежных специалистов в данной научной отрасли;
  - осуществление рассылки краткого эссе по диссертации на английском, русском и государственном языках по глобальной сети Интернет.  

 

   5. Этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции

 

    Основные положения данной Концепции реализуются в два этапа:
 Первый  этап – 2006-2008 г.г.
 Второй  этап – 2009-2010 г.г. 
 Ожидаемые результаты реализации Концепции на первом этапе (2006-2008 г.г.): 
 • разработка соответствующей законодательной и нормативной правовой базы в области совершенствования существующей системы подготовки и аттестации научно-педагогических кадров;
 • упразднение института соискательства к 2007 году;
 • определение  стратегически важных направлений подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с основными приоритетами развития Казахстана;
 • определение  требований к процедурам предоставления  права подготовки магистров и докторов Ph.D вузами и научными организациями с присуждением соответствующих ученых степеней;
 • определение  базовых вузов  и научных организаций,  способных разрабатывать и реализовывать программы подготовки магистров и докторов Ph.D  в партнерстве  с зарубежными вузами;
 • разработка механизмов привлечения иностранных ученых к научной, образовательной подготовке и аттестации кадров;
 • завершение приема в традиционные аспирантуру и докторантуру в 2007 году;
 • нормативное правовое обеспечение деятельности обладателей  степеней Ph.D, профессора в сфере образования и науки;
 • разработка и внедрение системы новых стандартов (программ) послевузовского образования по магистерским и докторским программам;
 • формирование общей информационной среды, интегрированной в мировое  научно-образовательное пространство.
 Ожидаемые основные результаты реализации Концепции на втором этапе (2009-2010 г.г.): 
 • завершение присуждения соискателям традиционных ученых степеней и званий к 2010 году;
 • разработка системы оценки и мониторинга качества подготовки, аттестации и уровня востребованности научно-педагогических кадров;
 • полный переход на подготовку научно-педагогических кадров по магистерским и докторским программам Ph.D;
 • создание системы  материального стимулирования для работников сферы образования и  науки, имеющих ученые степени доктора философии и звания профессора;
  • создание  оптимальных условий конкуренции вузов и научных организаций в реализации магистерских и докторских программ;
  • завершение формирования новой модели подготовки и аттестации научно-педагогических кадров.

 

Заключение

 

   Реализация настоящей Концепции будет способствовать динамичному и качественному развитию образования и науки, созданию национальной системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, отвечающей международным стандартам и позволяющей Казахстану  интегрировать в мировое образовательное пространство.  В результате внедрения в практику базисных положений данной концепции повысится общественный престиж и востребованность ученых на рынке труда.  Будет развита система поощрений, обеспечивающая  поддержку  уровня профессионального мастерства, возрастет роль человеческого потенциала, что будет способствовать решению стратегической задачи по вхождении Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.

О Комитете
Руководство
Номенклатура специальностей научных работников
Бюллетень Комитета
Концепция совершенствования системы аттестации
Приказы
Инструктивные письма
Списки утверждённых соискателей
Перечень диссертационных советов
Перечень научных изданий
Перечень ведущих организаций
Перечень вузов, имеющих лицензии
Перечень пунктов проведения ЕНТ
Объявления о защите докторских диссертаций

Международная деятельность

Проект TACIS «Поддержка развития и мониторинга системы обеспечения качества ...
2005-2008 © Комитет по контролю в сфере образования и науки
При любом использование материалов сайта гиперссылка на сайт www.educontrol.kz обязательна.