Каз | Рус

Поиск  
  
Начальная   / Для обсуждения   / Программа и методические рекомендации по организации и проведению госаттестации и самооценки ... дошкольного образования 
Программа и методические рекомендации по организации и проведению госаттестации и самооценки ... дошкольного образования

Проект

Утверждена

приказом Председателем Комитета

по контролю в сфере

образования и науки

МОН РК

от «___» _______2009 г. № __



Программа и методические рекомендации

по организации и проведению государственной аттестации и самооценки организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования


1. Общие положения

1. Настоящие Программа и методические рекомендации по организации и проведению государственной аттестации и самооценки организаций, реализующих учебные программы дошкольного образования (далее - Программа и рекомендации), разработана в соответствии с подпунктом 42) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» (далее – Закон), постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2007 года № 1270 «Об утверждении правил государственной аттестации организаций образования» (далее – Правила), Инструкцией по организации и проведению государственной аттестации организаций образования, утвержденной приказом И.о.министра образования и науки от 5 марта 2008 года № 109 (далее - Инструкция) и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан в области образования, регламентирующих деятельность организации образования.

2. Программа и рекомендации предназначены для обеспечения единого подхода и прозрачности при проведении государственной аттестации (далее - аттестация) и самооценки организаций, реализующих учебные программы дошкольного образования (далее-организаций), независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

3. Аттестация осуществляется в целом по организации образования.

4. Аттестация международных и иностранных организаций образования и их филиалов, созданных и функционирующих на территории Республики Казахстан, проводится на тех же условиях, в том же порядке и объеме, что и для организаций образования Республики Казахстан, если иное не установлено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

5. При аттестации определяются соответствия образовательных услуг, предоставляемых организациями образования, требованиям государственных общеобязательных стандартов образования Республики Казахстан.

2. Подготовительная работа

6. Проведению аттестации организации образования предшествует подготовительная работа, проводимая уполномоченным органом.

Подготовительная работа состоит из следующих этапов:

1) рассмотрение заявок организаций образования с целью включения в График на предстоящий календарный год (в связи с тем, что аттестация обязательная процедура, график составляется и без соответствующего заявления организации образования) и утверждения графика аттестации на следующий календарный год;

2) изучение представленных согласно п.15 Инструкции документов аттестуемой организации (далее - материалы самооценки), включенной в График (далее – Отчет), и подготовка заключения по нему.

3) формирование состава Аттестационной комиссии (далее - Комиссия) проводится путем включения кандидатур из «Базы данных по экспертам», составленного по официальным представлениям организаций образования и государственных органов, в ведении которых находятся аттестуемые организации образования и предложений вузов.

Отбор кандидатур в состав комиссии осуществляется по профилю деятельности организации образования, направлениям подготовки и специальностям.

Председателем Комиссии назначается представитель соответствующего местного исполнительного органа.

3. Проведение аттестации

8. Комиссия в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Республики Казахстан в области образования, другими документами, регламентирующими деятельность организаций образования.

9. Аттестация организации образования осуществляется в следующем порядке:

Председатель Комиссии:

1) знакомит экспертов с материалами самооценки организации образования и заключением уполномоченного органа по ним;

2) распределяет между экспертами конкретные задания по оценке конкретных направлений деятельности организации образования;

3) обеспечивает экспертов настоящей Программой и рекомендациями, необходимыми нормативными правовыми актами в области образования, другими документами;

4) согласовывает с организацией образования процедуру комплексного тестирования и проведения других видов контроля знаний обучающихся;

5) осуществляет общее планирование и руководство работой Комиссии;

6) на расширенных заседаниях педагогического совета организации образования по вопросам проведения аттестации доводит до сведения коллектива план-график работы Комиссии и результаты аттестации.

10.Члены Комиссии:

1) принимают участие в работе расширенных заседаний педагогического совета организации образования по вопросам проведения аттестации;

2) осуществляют осмотр и проверку соответствия учебной, материально-технической, социальной базы организации образования (учебных классов, музыкальных, спортивных залов , спортивных сооружений, и др.), объектов социального обеспечения (медицинского пункта, пищеблока), библиотеки, компьютерных классов требованиям ГОСО РК, санитарным и противопожарным требованиям;

3) проводят, согласно распределению, оценку и анализ направлений деятельности организаций образования;

4) осуществляют посещение занятий; беседы с воспитанниками и педагогическим составом;

5) проводят тестирование обучающихся выпускных курсов и контроль за ходом тестирования;

6) проводят выборочное анкетирование родителей обучающихся организации образования, преподавателей и сотрудников;

7) осуществляют анализ результатов проверки знаний и умений воспитанников.

4. Организация и проведение комплексного тестирования

Результативность образовательной деятельности:

1) освоение воспитанниками образовательных стандартов (обяза­тельного минимума содержания образования). Определяется на осно­ве результатов подготовки детей к школе (итоги самообследования
дошкольного образовательного учреждения; выводы педагога-психо­лога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога);

2) отразить выполнение программы с превышением стандарта;

3) взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с другими организациями (научными, учебно-методическими, медицин­скими, органами местного управления и т.д.);

4) результативность участия в конкурсах, соревнованиях, смотрах и т.п. Под результативностью участия в конкурсах, соревнованиях, смот­рах и т.п. понимается количество участников и призеров смотров, кон­курсов, соревнований различного уровня (окружного, городского, фе­дерального, международного) за 3 последних учебных года;

5) характеристика дополнительных услуг;

6) охват воспитанников педагогами дополнительного образования. Под охватом воспитанников педагогами дополнительного образования по­нимается процент детей, занимающихся в кружках и секциях на бюд­жетной и внебюджетной основах за 3 последних учебных года;

7) результативность реализации здоровьесберегаюших технологий при осуществлении учебно-воспитательного процесса. Под результа­тивностью реализации здоровьесберегающих технологий при осуще­ствлении учебно-воспитательного процесса понимается динамика со­стоянии здоровья воспитанников, отслеживание эффективности, медико-педагогический контроль и его диагностические данные, показатель «Число дней функционирования (заболеваемость в детоднях, группы здоровья — в процентах); часто болеющие дети (в про­центах) за 3 последних учебных года.

5. Структура и содержание «Заключения об итогах государственной аттестации организации образования»

5.1. Общая характеристика организации образования

В раздел включается информация об истории и дате создания организации образования; представляются сведения о ДО по долгосрочному, краткосрочному планированию и совершенствованию.

Проводится анализ мер, принимаемых в ДО по реализации государственных программ развития образования, функционирования и развития языков, развития структуры, форм и методов управления вузом, физической культуры и спорта в Республике Казахстан.

Организация образования представляет Комиссии для проверки следующие материалы на государственном и (или) русском языках: (далее - материалы):

учредительные документы и документы, регламентирующие внутренний распорядок деятельности организации образования, распорядительные документы, в том числе:

1) свидетельство о государственной регистрации/перерегистрации юридического лица (полное наименование организации образования, год образования, юридический адрес, электронный адрес, телефон, факс);

2) статистическую карту;

3) учредительный договор, устав организации образования;

4) лицензию на право ведения образовательной деятельности (номер, дата выдачи лицензии) и приложения к ней;

5) документы, подтверждающие право собственности на занимаемые под учебный процесс помещения, или договоры об оперативном/доверительном управлении, аренде/найме недвижимости юридического лица; технический паспорт и план-схему зданий;

6) заключения и справки государственной противопожарной службы, санитарно-эпидемиологической службы на используемые под образовательный процесс помещения;

7) лицензию на право документы, подтверждающие обеспеченность пунктами медицинского обслуживания и питания;

10) перспективные планы организации образования;

11) расписания занятий за последние 3 года;

12) номенклатуру дел;

13) штатное расписание и должностные инструкции сотрудников и педагогов;

14) внутренние нормативные и распорядительные документы по организации учебного процесса, положения, регламенты;

15) планы работы и протоколы заседаний Педагогического совета, методического совета, педчасов, другая планирующая документация;

16) сведения о контингенте воспитанников дошкольного образовательного учреждения за последние 3 года; (общая численность воспитанников за 3 последних учебных года
(указать по годам);

17) наличие и комплектование групп согласно лицензионному нормативу (процент переукомплектованности);

18) социальный статус семей воспитанников;

22) книга учета движения детей;

23) иные документы.

5.2. Кадровый состав

В разделе приводятся следующие сведения за последние 3 года и анализ по:

1) укомплектованности дошкольного образовательного учреждения пе­дагогами согласно штатному расписанию, указать имеющиеся вакансии.

2) числу воспитателей и педагогов, имеющих базовое образование, соответствую­щее преподаваемым дисциплинам.

3) числу воспитателей и педагогов, не имеющих базового образования;

4) количеству воспитателей, ведущих занятия на государственном языке (работающих в группах с государственным языком воспитания и обучения);

5)возрастному составу.

6)обновление кад­ров, перспективы роста.

7) доли педагогов, работающих на штатной основе.

8) распределению педагогов по квалификационным категориям.

9) доле педагогов, повысивших свою квалификацию за последние 5 лет.

10) числу педагогов, имеющие ученые степени и ученые звания.

11) Наличие и реализация плана переподготовки педагогических кад­ров.

Проводится анализ рациональности и эффективности действующей системы подбора и расстановки педагогических кадров, их подготовки и переподготовки, подбора и расстановки административно-управленческого персонала и руководителей структурных подразделений, вспомогательного персонала.

Анализируются сведения по ротации и текучести кадров, по количеству и причинам увольнения за последние три года, по полученным служебным поощрениям и взысканиям, мерам морального и материального стимулирования. Дается характеристика деятельности ДО по совершенствованию организации, контроля и проверки исполнения, поддержанию трудовой и исполнительской дисциплины, здорового морально-психологического климата. Анализируется качественные и количественные показатели по составу штатных педагогов в динамике за последние три года.

Комиссией рассматриваются следующие материалы:

1) штатное расписание;

2) списки педагогических кадров с указанием образования, стажа, квалификационной категории, курсах повышения квалификации;

3) личные дела педагогических кадров и вспомогательного персонала (личный листок по учету кадров, дополнение к личному листку, заявление, индивидуальный трудовой договор (контракт), заверенные копии дипломов об образовании, присвоении ученой степени и/или ученых (почетных) званий; выписка из приказа о приеме на работу, автобиография, аттестационный лист, копии сертификата (свидетельства, удостоверения) о прохождении курсов повышения квалификации (стажировок, семинаров), трудовая книжка или нотариально заверенная копия трудовой книжки, при необходимости копии иных документов; опись документов);

4) приказы по текущей деятельности, по личному составу;

5) планы работ и протоколы заседаний педагогического совета и педчасов;

5.3. Контингент воспитанников

В разделе приводятся следующие показатели: общая численность воспитанников за 3 последних учебных года (указать по годам), движение контингента.

Анализируются следующие материалы:

1) наличие договоров с родителями воспитанников;

2) количественный состав контингента воспитанников, соответствие контингента воспитанников санитарным нормам учебной площади, приходящейся на одного обучающегося;

5) текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация, рубежный контроль и итоговая государственная аттестация;

5.4. Учебно-методическая работа

В Разделе проводится анализ за 3 года, делаются предложения и выводы по:

1) наличию учебно-методической документации: государственных общеобязательных стандартов,

образовательной программе, концепции развития ДО, рабочей учебной программы, годовых и перспективных планов.

2) наличию новых педагогических технологий и форм обучения, применяемых в работе с дошкольниками; учет их индивидуальных особенностей, интересов и возможностей; приемы и методы повыше­ния мотивации образовательной деятельности дошкольников; прогнозируемый педагогический результат.

принципам составления годового плана.

принципам составления расписания занятий педагогов; сетки занятий и соответ­ствие СанПиНу 2.4.1.1249-03 от 26.03.2003 г. Сбалансированность расписания с точки зрения представленности в нем занятий, обеспечивающих, смену характера деятельности воспитанников.

используемым государственным программам, инновационным программам и современным педагогическим технология.

6) использованию авторских, экспериментальных, скорректированных и интегрированных программ, утверждение их в установленном порядке.

7) обеспечению психологической и коррекционной поддержкой воспитанников (наличие психологической службы, логопункта; цель и методы ее работы, решение проблем психологической и коррекцион­ной помощи детям, родителям, педагогам).

обеспеченности учебно-методической и художественной лите­ратурой.

9) объему фонда учебно-методической, художественной литературы в ДО.

10) востребованности педагогами, родителями библиотечного фонда и информационной базы.

11) обеспеченности практическим материалом по организации и программно-методическому обеспечению новых форм дошкольного образования, который востребован при открытии дополнительных групп кратковременного пребывания детей в дошкольном образова­тельном учреждении.

12) Обеспечение индивидуальной работы с молодыми педагогами.

В разделе должен быть представлен анализ посещенных экспертами занятий и режимных моментов занятий.

Комиссии предоставляются следующие материалы:

1) государственные общеобязательные стандарты образования, годовые, типовые и рабочие учебные программы, утвержденные на текущий учебный год;

2) графики учебного процесса и расписания занятий;

3) методические рекомендации, разработки, учебно-методические и учебные пособия, изданные преподавателями, в том числе, на государственном языке;

4) планы работ, годовые отчеты, протоколы заседаний педагогического совета, ПМПК, педчасов, перспективные и календарные планы педагогов.


5.5. Учебно-воспитательная работа и педагогическая нагрузка

В разделе приводятся следующие сведения:

1) правовое воспитание, правовое методическое и информационное обеспечение воспитательного процесса в организации образования;

2) рассмотрение проблем воспитательной работы на заседаниях педагогического совета, ПМПК, их результативность; содержание, формы и методы воспитательной работы;

3) условия для самореализации личности дошкольника в различных сферах деятельности;

4) участие дошкольников в городских и областных смотрах-конкурсах;

5) планирование и проведение спортивно-оздоровительных и творческих мероприятий;

6) оформление пространственно-предметной среды организации образования (государственная символика, тематические стенды, лозунги).

При этом Комиссии предоставляются следующие материалы:

1) положения о Педсовете, о ПМПК;

2) планы и отчеты по воспитательной работе в целом по организации образования и его подразделениям; протоколы заседаний педагогического совета;

3) планы работы кружков;

4) программы, материалы проведенных мероприятий.

В разделе должен быть представлен анализ посещенных экспертами занятий и режимных моментов.

Комиссии предоставляются следующие материалы:

1) государственные общеобязательные стандарты образования, годовые планы, рабочие учебные программы, утвержденные организацией образования на текущий учебный год;

2) расписания занятий;

3) методические рекомендации, разработки, учебно-методические и учебные пособия, в том числе, на государственном языке;

4) планы работ, годовые отчеты, протоколы заседаний педсоветов, педчасов, ПМПК, календарные и перспективные; журналы учебных занятий, журналы учета часов, отводимых на теоретическое и производственное обучение, тетради взаимопосещений и внутрисадовского контроля, журналы семинаров и консультаций;

5.6. Учебно-материальные активы

В разделе приводятся следующие показатели:

1) наличие документов на право пользования площадями.

2) сведения о наличии зданий и помещений для организации образовательной деятельности (юридический адрес и фактический адрес здания или помещения, их назначение, площадь (кв. м).

3) степень соответствия полезной учебной, принадлежащей на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, площади действующим санитарным нормативам, требованиям противопожарной безопасности к требованиям государственных общеобязательных стандартов реализуемых специальностей;

- общая площадь, в том числе, учебная в расчете на одного ребенка приведенного контингента (с учетом сменности занятий);

- количество групповых, спален, дополнительных помещений для проведения практических или коррекционных занятий, компьютерных классов, студий, административных и служебных помещений.

Наличие современной информационно-технической базы (локальные сети, выход в Интернет, электронная почта, ТСО и др., дос­таточность).

Выдерживается ли лицензионный норматив по площади на одно­го воспитанника в соответствии с требованиями. Реальная площадь на одного воспитанника в образовательном дошкольном учреждении.

Сведения о помещениях, находящихся в состояния износа или требующих капитального ремонта.

8) Динамика изменений материально-технического состояния образо­вательного учреждения за 5 последних лет (межаттестационный период).

Комиссии предоставляются для рассмотрения следующие материалы:

1) документы, подтверждающие право на недвижимое имущество: план-схема зданий;

2) справка/заключение санитарно-эпидемиологической службы, государственной противопожарной службы, агентства по чрезвычайным ситуациям на эксплуатацию зданий и сооружений;

3) балансовая стоимость основных фондов (главная книга, журнал-ордер, оборотка по основным средствам);

4) оснащенность спортзала, пунктов медицинского обслуживания и общественного питания и др.

5) финансовое состояние, рентабельность, финансовая устойчивость организации образования;

6) размеры средней заработной платы с указанием динамики изменения за последние три года;

7) объем ежегодно выделяемых средств на пополнение книжного фонда, компьютерной техники, приобретение ТСО, учебного оборудования и инвентаря, мебели, наглядных пособий, другого оборудования, необходимого для оснащения ДО.

 5.7. Информационные ресурсы и библиотечный фонд

В разделе приводится следующая информация:

1) Наличие Веб-сайта и образовательного портала;

2) количество, качество и эффективность использования компьютерной техники, доступ к сети ИНТЕРНЕТ;

3) объем средств, ежегодно направляемых на обновление компьютерной базы и программного обеспечения, библиотечного фонда, наличие информационной базы данных;

4) качество фонда основной учебной литературы по каждому профилю подготовки (специальности) с учетом степени устареваемости;

5) качество фонда дополнительной литературы (официальные, справочно-библиографические и периодические издания);

6) объем книжного фонда учебной, учебно-методической и научной литературы в том числе, на казахском языке (других языках) в разрезе специальностей (направлений подготовки);

7) основной книжный фонд библиотеки, структура фондов (учебная и учебно-методическая литература, научная, художественная и периодика в процентном соотношении)

8) обеспеченность дисциплин учебных планов специальностей фондом учебной, учебно-методической и научной литературой на электронных и магнитных носителях; наличие видеотеки, фонотеки, медиатеки;

Комиссией рассматриваются следующие материалы:

1) информация о количестве и качестве компьютерной техники, числе компьютеров, объединенных в локальную сеть и подключенных к INTERNET; об использовании новых WEB-технологий;

3) инвентарные книги;

4) тематико-типологический план комплектования и картотека книгообеспеченности (систематический, алфавитный, картотека статей и журналов, электронный каталог);

5) количеству учебников, учебных и методических пособий, учебно-методических разработок, изданных преподавателями организации образования за три последних года, в том числе, на государственном языке.

5.8. Оценка знаний воспитанников

В разделе приводятся следующие сведения:

1) система разносторонних мер, направленных на повышение качества знаний воспитанников; наличие отдела оценки качества образования, наличие положения о внутрисадовском контроле за качеством образования;

2) результаты ежегодного анкетирования родителей и педагогов по организации образования;

3) организация внутрисадовского контроля за качеством обучения и знаний дошкольников, его результативность и эффективность;

6) результаты итоговой государственной аттестации воспитанников;

7) наличия измерителей знаний воспитанников;

8) инструменты измерения знаний воспитанников;

9) порядок оценивания знаний воспитанников;

10) наличие и использование критериев оценивания знаний воспитанников;

11) посещения открытых занятий, контрольные посещения и взаимопосещения; система их анализа.

Комиссией изучаются следующие материалы:

1) планирующая, отчетная и методическая документация по осуществлению форм внутреннего контроля за качеством образования;

2) формы анкет, утвержденные дошкольной организацией; материалы по результатам анкетирования педагогов и родителей;

3) журналы форм внутрисадовского контроля, открытых занятий;

4) качеству организации мониторинга знаний дошкольников на начало, середину и конец года.

5.9. Научно-исследовательская работа

1) соответствие приоритетных направлений деятельности методи­ческих объединений целям и задачам, определенных Образовательном программой. Наличие в образовательном учреждении экспериментальпых площадок. Полнота реализации планов и программ инновацион­ной деятельности за 3 последних учебных года.

2) эффективность проводимой научно-исследо­вательской работы (наличие публикаций методического характера в периодической печати, методические рекомендации, внедряемые в учебный процесс и т.д.).

3) участие дошкольного образовательного учреждения в работе областных и городских методических семинаров и конференций.


11) использование результатов НИР в учебном процессе.

Материалы, представляемые Комиссии:

1) перспективные, годовые планы;

2) планирование и программы конференций, конкурсов, выставок, материалы по ним;

3) монографии, сборники научных публикаций;

6. Подведение итогов государственной аттестации

1. После обсуждения Комиссией представленных каждым членом Комиссии материалов и справок по результатам аттестации, в разрезе специальностей (направлений подготовки), подводятся итоги государственной аттестации.

2. В завершающий день государственной аттестации Комиссия информирует педагогический совет о результатах аттестации.

Прения и обсуждения решения, принятого Комиссией, на заседании педагогического совета не допускаются.

3. Заключение об итогах аттестации в обязательном порядке переплетается типографским способом и скрепляется гербовой печатью организации образования.

4. Заключение об итогах аттестации представляется в Комитет.

5. На основании представленных материалов аттестации готовится проект приказа Комитета об итогах государственной аттестации (далее – Приказ).

6. Решение «аттестовать» организацию образования принимается, в случае если, образовательная деятельность полностью соответствует требованиям ГОСО, в том числе, когда по результатам оценка знаний и умений, не менее 70% обучающихся получили положительные оценки.

7. После утверждения Приказа он доводится до сведения организации образования.

 

Предложения и замечания просим направлять на эл.адреса   или mailbox@edu.gov.kz

 

  

Контактная информация:
010000, г. Астана, Левый берег реки Ишим, улица N35, дом 8 (Дом министерств), подъезд 11
Телефон: +7 7172 74-23-49  Факс: +7 7172 74-23-49, 
+7 7172 50-63-91
E-mail: