Kaz | Rus

Начальная
Аттестация организаций образования и науки
Аккредитация организаций образования и науки
Единое национальное тестирование
Лицензирование организаций образования
Промежуточный государственный контроль
Аттестация научных и научно-педагогических кадров
Нострификация и признание документов образования
Стандарт оказания услуг по апостилированию официальных документов
 
Архив новостей
Вопросы и ответы
Контакты
Статистика сайта
           
www.akorda.kz"
www.government.kz
www.e.gov.kz

Архив новостей 
Интервью председателя Комитета Б. Абдрасилова газете "Аргументы и факты"

Система высшего образования в республике в очередной раз претерпевает кардинальные изменения. Каких специалистов получит страна в итоге образовательных реформ - «дипломодержателей» или действительно продвинутых и конкурентоспособных? Об этом мы беседуем с председателем Комитета по надзору и аттестации в сфере образования и науки МОН РК Болатбеком АБДРАСИЛОВЫМ.

 

- Болатбек Серикбаевич, сейчас появилось много желающих получить учёную степень кандидата и доктора наук. Но совсем не для того, чтобы заниматься наукой...
- Существующая система подготовки научных кадров, как признают учёные, во многом формализована и не предполагает существенного вклада соискателя в сокровищницу науки. Итогом и целью работы диссертанта в основном является получение диплома кандидата и доктора наук, что в свою очередь даёт привилегии, в том числе в виде дополнительных выплат со стороны государства. Но никак не направлено на решение главного для общества вопроса - развитие научных знаний.

- Что даёт подготовка учёных по докторской программе PhD?
- Соискатели проходят очень сильную подготовку. Они должны в совершенстве знать иностранный язык. Помимо этого докторские программы PhD, внедряемые в Казахстане, предполагают проведение научных семинаров ведущими учёными мира с учётом самых последних достижений. За счёт этого мы поднимаем уровень подготовленности нашего учёного, вооружаем его инструментарием и технологией современного научного поиска.

- Как вы оцениваете современное состояние казахстанской науки?
- Надо критически подойти к самим себе. По некоторым направлениям наша наука находится в стадии стагнации. Недавно проведённый группой ведущих зарубежных учёных аудит научной системы нашей страны отметил устаревшее материально-техническое оснащение НИИ и вузов, слабое финансирование науки со стороны государства и частного бизнеса, неэффективную систему управления наукой.

- После внедрения новой системы аттестации кадров количество учёных сократится?
- Безусловно. Какой эффект от того, что сегодня много учёных? Слабый! Только по отдельным направлениям развития науки Казахстан может конкурировать - например, ядерная физика. У нас сильная математическая, химическая и металлургическая школы.

- Хорошо, получит учёный степень доктора PhD. Что дальше?
- Дело в том, что получение PhD не означает, что учёный находится в каком-то тупике и дальнейшего роста у него не будет. Обладатель степени PhD прежде всего будет ориентироваться на научную и преподавательскую деятельность. В университетах будут введены три основные градации преподавательских должностей: ассистент профессора, ассоциированный (associate professor) профессор (доцент) и полный профессор (full professor). Причём самой высшей степени будут достигать только избранные. Жёсткие требования предполагаются и в вопросе признания учёного в мировом научном сообществе - он должен будет обязательно иметь публикации в международных журналах.

Надо менять систему.

- Существующая система подготовки научных кадров создаёт почву для коррупции?
- Когда человек хочет получить любой ценой диплом кандидата или доктора наук, это создаёт условия для совершения коррупционных действий. Поэтому если мы говорим, что хотим быть конкурентоспособными, надо очистить систему от случайных в науке людей.

 Будет серьёзный отбор. В науку должны прийти те, кто готов ей посвятить всю свою жизнь. В нынешней ситуации около 20% тех, кто сейчас защищается, не имеют отношения к образованию и науке.

- Сколько наших чиновников ежегодно защищает диссертации?
- От общего числа получивших научную степень госслужащие составляют не более 5%. Это не так уж много.

- Что ждёт соискателей, которые сегодня работают по старой системе?
- Мы постарались создать переходный период до 2010 года. Надо сказать, что уже в этом году завершился приём в аспирантуру и докторантуру, сворачивается и институт соискательства. Таким образом, те, кто поступил в аспирантуру и докторантуру, имеют время для того, чтобы завершить свои исследования.

- Как будет присваиваться звание профессора?
- Утверждение звания профессора в новой системе мы оставляем за уполномоченным госорганом. В некоторых странах это звание присуждает президент - такой у него высокий статус.

- Касаясь дальнейшей судьбы нынешних кандидатов и докторов наук, они будут в новой системе проходить какую-либо аттестацию?
- В нашей концепции мы постарались сделать так, чтобы не было тупикового сценария ни у кандидата, ни у доктора наук, не говоря уже о докторе PhD. Кандидат наук может претендовать на ассистента профессора и может получить звание ассоциированного профессора. Он имеет право, если пожелает, пройти обучение на доктора PhD. Мы даём возможность кандидатам наук плавно встроиться в новую систему.
Каждая третья диссертация - в отсев.

- Была информация, что уровень диссертаций в странах СНГ в последнее время серьёзно снизился…
- Действительно, по мнению наших экспертов, которые являются достаточно компетентными людьми, уровень работ по целому ряду направлений, которые проходят защиту в странах СНГ, очень резко упал. Это определяется при переаттестации диссертационных работ.
По нашим данным, работы исследователей стран СНГ, которые защищаются в России, не проходят экспертизу. В отличие от работ самих россиян. Мы хотим этот вопрос обсудить на встрече с нашими российскими коллегами.

- В последнее время набирает обороты и такой вид бизнеса, который выражается в двух словах: «Пишу диссертации»…
- Все эти факты ещё раз говорят о том, что существующая традиционная система изжила себя. Мы требуем от исследователей, чьи работы вызывают сомнения, первичные материалы - результаты наблюдений, анкетирования, статобработки, лабораторные книги и др. Второй подход - приглашение соискателя в экспертный совет. В ходе собеседования сразу выясняется, выполнял ли соискатель работу самостоятельно или ему кто-то сильно помог.

- Какой процент диссертаций сегодня не проходит утверждения?
- В прошлом году доля подобных аттестационных дел на присвоение учёных степеней и званий от общего количества составила 33%.

- Очевидно, чтобы учёный мог производить качественную продукцию, ему должны хорошо платить…
- В некоторых университетах у нас уже сейчас профессора получают больше тысячи долларов. В новых проектах законов об образовании и науке мы закладываем нормы, в соответствии с которыми те люди, которые работают в образовании, должны иметь особый статус.

Николай ЛАТЫШЕВ 






О Комитете
Руководство
Номенклатура специальностей научных работников
Бюллетень Комитета
Концепция совершенствования системы аттестации
Приказы
Инструктивные письма
Списки утверждённых соискателей
Перечень диссертационных советов
Перечень научных изданий
Перечень ведущих организаций
Перечень вузов, имеющих лицензии
Перечень пунктов проведения ЕНТ
Объявления о защите докторских диссертаций

Международная деятельность

Проект TACIS «Поддержка развития и мониторинга системы обеспечения качества ...

Для обсуждения!

проект "Программа и методические рекомендации по организации проведения госаттестации ..."
проекты нормативных правовых документов по подготовке докторов PhD
2005-2008 © Комитет по контролю в сфере образования и науки
При любом использование материалов сайта гиперссылка на сайт www.educontrol.kz обязательна.