Каз | Рус

Поиск  
  
Начальная   / Аттестация организаций образования и науки   / Порядок организации и проведения аттестации научных организаций 
Порядок организации и проведения аттестации научных организаций

Утвержден приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 ноября 2003 года N782.                                                                                                                      

Скачать файл

 Утвержден
приказом Министра образования и науки
Республики Казахстан
  от 28 ноября 2003 года N 782

                              Порядок
организации и проведения аттестации научных организаций

1. Общие положения

1. Настоящий порядок организации и проведения аттестации научных организаций (далее - Порядок) разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 июня 2001 года "О науке", Положением об аттестации научных организаций, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 мая 2003 года N 460, Инструкцией о проведении аттестации научных организаций, утвержденной приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 7 ноября 2003 года N 732.
2. Порядок предназначен для обеспечения единого методического подхода при проведении аттестации научных организаций (далее аттестация) и определения перечня документов, необходимых при аттестации.
3. Аттестация международных и иностранных научных организаций и их филиалов, созданных и функционирующих на территории Республики Казахстан, осуществляется на тех же условиях, в том же порядке и объеме, что и для научных организаций Республики Казахстан, если иное не установлено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

2. Подготовительная работа

4. Проведению аттестации предшествует подготовительная работа, проводимая Министерством образования и науки Республики Казахстан (далее - Министерство) через Департамент науки.
5. Для проведения аттестации приказом Министерства утверждаются Положение о Комиссиях по аттестации научных организаций, их составы и председатель по 6 основным направлениям научно-технической деятельности:
1) общественно-гуманитарные науки;
2) физико-математические и технические науки;
3) медико-биологические науки;
4) науки о Земле;
5) сельскохозяйственные науки;
6) химико-технологические науки.
Председателями Комиссий назначаются представители Департамента науки.
6. Департамент науки:
- рассматривает заявки научных организаций с целью их включения в график проведения аттестации на предстоящий год;
- по утвержденному графику для проведения аттестации оповещает соответствующие научные организации о представлении 10-дневный срок документов, согласно приложениям 1-4;
- вносит приказ Министерства образования и науки о проведении аттестации научных организаций;
- оповещает председателей и членов соответствующих Комиссий по аттестации научных организаций о месте и времени проведения заседаний.

3. Проведение аттестации

7. Аттестация осуществляется в следующем порядке:
Председатели Комиссий:
1) знакомят членов соответствующих Комиссий с поступившим заявлением (приложение 1) и прилагаемыми к нему материалами от аттестуемых научных организаций, обеспечивают их настоящим Порядком и пакетом нормативных правовых документов по аттестации научных организаций;
2) распределяют обязанности членов Комиссии по проведению проверки поступивших документов согласно приложениям:
- результаты научной, научно-технической и финансово-хозяйственной деятельности (приложение 2);
- материально-техническая и социальная обеспеченность (приложение 3);
- деятельность административно-управленческого персонала;
- состояние работы по подготовке научных кадров, кадровый потенциал и аттестация научных и инженерно-технических работников (приложение 4).
8. Члены Комиссий:
1) осуществляют, согласно распределению, работу по проверке показателей деятельности научной организации;
2) готовят заключение о проведенной работе.

4. Структура и содержание проверки документов по аттестации

4.1. Общая характеристика научной организации
По разделу анализируются общие сведения о научной организации:
1) учредительные документы, в т.ч.:
- свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица (полное наименование научной организации, год образования, юридический и электронный адрес, телефон, факс);
- статистическая карта;
- устав научной организации;
2) документы, подтверждающие право собственности на занимаемые помещения, или договора об оперативном/доверительном управлении, аренде/найме недвижимости юридического лица, технический паспорт и план-схему зданий;
3) состояние помещений (административные и лабораторные);
4) количество структурных подразделений по направлениям научно-технической деятельности;
5) процент штатных научных специалистов от их общего числа, в том числе по научным подразделениям;
6) процент научных специалистов с учеными степенями и званиями от числа штатных научных сотрудников, в том числе по научным подразделениям;
7) планы работы и протоколы заседаний результаты деятельности Ученых советов;
8) заключения и справки государственной противопожарной и санитарно-эпидемиологических служб на используемые помещения;
9) формы статистической отчетности за последние 3 года;
10) иные документы.
4.2. Результаты научной и научно-технической деятельности
В разделе приводятся следующие сведения за последние три года и анализ по:
1) уровню новизны, научно-технической и практической значимости выполняемых НИР;
2) соответствию проводимых научных исследований уставным целям и задачам, а полученных результатов целям и задачам научных программ и проектов;
3) государственной регистрации тематик проводимых научных исследований и отчетов о проведенных НИР;
4) степени обоснованности и достоверности полученных результатов;
5) проверке научных тематик на возможное дублирование по различным программам и проектам (бюджет, хозяйственные договора, гранты и др.);
6) проведению патентно-лицензионного поиска по направлениям тематик НИР;
7) объемам выполненных НИР штатными сотрудниками и соисполнителями;
8) состоянию вопроса интеллектуальной собственности, наличию охранных документов на полученные научные результаты;
9) вопросам интеграции науки и образования (наличию филиалов кафедр и других структурных подразделений вузов, научных работников, читающих лекции в вузах);
10) внедрению научных результатов, динамика роста по годам;
11) иные документы, подтверждающие уровень, значимость научных исследований и др.
4.3. Результаты финансовой деятельности
В разделе анализируются следующие показатели:
1) финансовое состояние, рентабельность, финансовая устойчивость;
2) обоснованность запрашиваемого объема финансирования и расходов при выполнении НИР;
3) целевое расходование бюджетных средств на проведение научных исследований;
4) размеры средней заработной платы с указанием динамики изменения;
5) объемы ежегодно выделяемых средств на пополнение компьютерной техники, оборудования и приборов, инвентаря, мебели и др., необходимого для оснащения структурных научных подразделений;
6) объем средств, выделяемых для материального стимулирования научных сотрудников, создания и пополнения премиальных фондов;
7) объем средств, выделяемых для организации повышения квалификации, стажировок и зарубежных командировок научных сотрудников;
8) обоснованность командировочных расходов на научные исследования по тематикам.
4.4. Кадровый потенциал и результаты аттестации научных и инженерно-технических работников
По разделу анализируются следующие сведения за последние три года:
1) наличию среди штатных сотрудников высококвалифицированных специалистов (докторов и кандидатов наук) им их динамике;
2) состоянию штатных высококвалифицированных специалистов (докторов и кандидатов наук) по возрасту;
3) числу научных сотрудников, прошедших повышение квалификации и защитивших кандидатские и докторские диссертации;
4) результатам аттестации научных и инженерно-технических работников;
5) рациональности и эффективности действующей системы подбора и расстановки научных кадров, их подготовки и переподготовки, подбора и расстановки административно-управленческого персонала (далее - АУП), а также руководителей структурных подразделений, вспомогательного персонала;
6) ротации и текучести научных кадров, по количеству и причинам увольнения за последние 3 года, по полученным служебным поощрениям и взысканиям, мерам морального и материального стимулирования;
7) совершенствованию организации, контроля и проверки исполнения, поддержанию трудовой и исполнительской дисциплины, здорового морально-психологического климата.
Рассматриваются следующие материалы:
1) штатное расписание;
2) списки научных сотрудников по научной организации в целом и по ее структурным подразделениям с указанием ученой степени и звания, специализации, возраста, научного стажа;
3) личные дела научных сотрудников и вспомогательного персонала (личный листок по учету кадров, дополнение к личному листку, заявление, индивидуальный трудовой договор (контракт), заверенные копии дипломов об образовании, присвоении ученой степени и/или ученых (почетных) званий, выписка из приказа о приеме на работу, выписка из протокола заседания ученого совета о прохождении по конкурсу на замещение вакантной должности, автобиография, аттестационный лист, копии сертификата (свидетельств, удостоверения) о прохождении курсов повышения квалификации (стажировок, семинаров), трудовая книжка или нотариально заверенная копия трудовой книжки, при необходимости копии иных документов, опись документов);
4) приказы по текущей деятельности, научным кадрам и личному составу;
5) планы работы и протоколы заседаний ученого совета.
4.5. Деятельность административно-управленческого персонала
По разделу анализируются следующие сведения за последние 3 года:
1) соответствие общего АУП штатному расписанию;
2) количество сотрудников АУП, имеющих ученые степени и звания, защитивших кандидатские и докторские диссертации;
3) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации АУП;
4) частота и форма отчетности АУП о выполнении функциональных обязанностей;
5) соответствие квалификации руководителей научной организации ее профилю;
6) производственный стаж, стаж работы в системе науки и на руководящей работе, средний возраст;
7) обеспечение руководством научной организации динамики развития научно-технической деятельности и материально-технической обеспеченности проводимых НИР;
8) ротация АУП, по количеству и причинам увольнения сотрудников АУП, по полученным ими служебным поощрениям и взысканиям.
Дается характеристика деятельности АУП по совершенствованию системы управления качеством проведения научно-исследовательских работ.
Делаются выводы о рациональности и эффективности распределения функциональных обязанностей между сотрудниками АУП.
Рассматриваются следующие документы за последние 3 года:
1) штатное расписание;
2) личные дела сотрудников АУП;
3) приказы о назначениях и переводах сотрудников АУП;
4) должностные инструкции сотрудников АУП;
5) планы работы и отчеты всех структурных подразделений научной организации;
6) планы и отчеты по подготовке, переподготовке и повышению квалификации АУП;
7) сведения о работе с кадровым резервом АУП.
4.6. Состояние материально-технической обеспеченности
По разделу проверяются следующие показатели:
1) наличие и состояние приборов, оборудования, их прохождение поверок (тарировки);
2) состояние вопроса по стандартизации и сертификации (для профильных научных организаций);
3) наличие уникального оборудования и приборов;
4) соответствие заявленного при научных конкурсах оборудования имеющегося в наличии;
5) динамика материально-технической обеспеченности проводимых НИР.
4.7. Состояние работы по подготовке научных кадров
По разделу анализируются следующие показатели:
1) наличие докторантуры, научных школ, степень их признанности и известности;
2) наличие действующих научных семинаров по профилям научной деятельности;
3) наличие программ подготовки докторантов, утвержденных диссертационными советами и ВАК;
4) выполнение докторантами индивидуальных планов, частота и форма отчетности;
5) динамика защиты докторских диссертаций за последние 3 года (поступившие и защищенные диссертации по годам в количественном и процентном соотношении);
6) обучение научных сотрудников по докторской (PhD) программе по отраслям науки и научно-технической деятельности и присвоение им научной степени доктора философии;
7) наличие аспирантуры (адъюнктуры, ординатуры, магистратуры);
8) программа подготовки специалистов послевузовского профессионального образования, утвержденной диссертационными советами и ВАК, порядок планирования их работы и выполнения индивидуальных планов;
9) динамика защиты кандидатских диссертаций за последние 3 года (поступившие и защищенные диссертации по годам в количественном и процентном соотношении);
10) наличие специальных диссертационных советов по защитам кандидатских и докторских диссертаций;
11) защита научными сотрудниками кандидатских и докторских диссертаций, их динамика;
12) работа по прохождению научными сотрудниками стажировок, курсов повышения квалификации в республике, ближнем и дальнем зарубежье, их динамика;
4.8. Аттестация по научным специальностям соответствующих научных направлений
1) Приводится анализ по итогам аттестации в соответствии с классификатором Высшего аттестационного комитета Республики Казахстан, утвержденного приказом Министерства образования и науки РК от 15 октября 2002 года N 752 "Об утверждении Номенклатуры специальностей по присвоению ученых званий научным и научно-педагогическим работникам Республики Казахстан".
4.9. Выводы и предложения
В разделе приводятся аналитическая справка о выводах и предложениях Комиссии по результатам аттестации.
4.10. Заключительные положения
9. Ответственные секретари Комиссий ведут протоколы их заседаний, делопроизводство, подготовку документов, справок (актов) и решений, осуществляют исполнение принятых решений.
10. Члены Комиссии информируют Председателя Комиссии о ходе изучения вопросов аттестации и передают ему справки с подробным анализом показателей деятельности научной организации с указанием на выявленные недостатки и нарушения положений соответствующих нормативных правовых актов, рекомендациями по их устранению и выводами.
11. Председатели Комиссий обобщают результаты проведенного анализа показателей деятельности научных организаций, и готовит заключение Комиссии об итогах аттестации (далее - Заключение), которое должно включать выше перечисленные разделы.
12. В случае возникших спорных вопросов по материалам, представленным научными организациями, Комиссии имеют право выезда на место расположения аттестуемых научных организаций, оформленным соответствующим приказом Министерства.
13. На заключительном заседании Комиссии Председателями и всеми членами Комиссий обсуждаются и подписываются Заключения Комиссий.
Члены Комиссий, имеющие мнение, не совпадающее с выводами Комиссии, излагают его в письменной форме, и прилагают к Заключению.
При равенстве голосов Комиссий, голос Председателей Комиссий является решающим.
14. К заключению прилагаются:
1) основные показатели деятельности научной организации;
2) структура научных подразделений;
3) сведения о руководящем составе научной организации;
4) количественная и качественная характеристика научного потенциала;
5) копия Устава научной организации.
15. Председатели Комиссий знакомят руководителей научных организаций с актами проверки представленной документации под их роспись, и передают им второй экземпляр Заключения.
16. По итогам изучения Комиссиями документов научных организаций Министерство принимает решения об их аттестации (или отказе в аттестации), которые утверждаются приказами Министра в срок, не превышающий десять дней после вынесения решения.

Далее приложения.

  

Контактная информация:
010000, г. Астана, Левый берег реки Ишим, улица N35, дом 8 (Дом министерств), подъезд 11
Телефон: +7 7172 74-23-49  Факс: +7 7172 74-23-49, 
+7 7172 50-63-91
E-mail: