Kaz | Rus

Начальная
Аттестация организаций образования и науки
Аккредитация организаций образования и науки
Единое национальное тестирование
Лицензирование организаций образования
Промежуточный государственный контроль
Аттестация научных и научно-педагогических кадров
Нострификация и признание документов образования
 
Архив новостей
Вопросы и ответы
Контакты
Статистика сайта
           
www.akorda.kz"
www.government.kz
www.e.gov.kz

Аттестация организаций образования и науки  Методические рекомендации по организации проведения самоаттестац 
Методика и рекомендации по организации проведения самоаттестации

 Утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 23 августа 2002 г. N619.
Методические рекомендации по организации проведения самоаттестации организаций образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
Скачать файл (84Kb)
                                                           Утверждены
                                                           приказом Министра
                                                           образования и науки
                                                           Республики Казахстан
                                                           от 23 августа 2002 г.  N 619

                         Методические рекомендации
по  организации проведения  самоаттестации организаций образования, реализующих  образовательные программы среднего профессионального, высшего  профессионального и послевузовского профессионального образования.

                     1. Общие положения

 
1. Настоящие  Методические рекомендации по  организации проведения самоаттестации организаций образования (далее – Рекомендации), реализующих образовательные программы среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 7 июня  1999 г. «Об образовании», постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 сентября 1999 г. № 1305 «Об утверждении Положения о государственной аттестации организаций образования» (далее - Положение).
2. Рекомендации  предназначены для проведения самоаттестации организаций образования, реализующих программы среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в едином порядке и объеме.
3. Самоаттестация проводится с целью  объективного анализа и самооценки стратегических ресурсов и эффективности деятельности  организации образования по  повышению качества образовательных  услуг и достижению ее миссии.
Уровень адекватности и профессионализма, проявляемый при проведении самоаттестации, характеризует способность организации образования к развитию.
4. Задачи самоаттестации:
1) определение и анализ состояния учебной, учебно-методической, научно-исследовательской, финансово-экономической, организационно-воспитательной  (для организаций образования сферы  искусства и спорта – творческой) деятельности; кадрового потенциала; состояния материально-технической базы, библиотечного  и информационно-методического обеспечения;
2) определение и анализ эффективности деятельности  организации образования по реализации образовательных программ и государственных общеобязательных стандартов соответствующего уровня образования;
3) формирование конкретного плана  мероприятий по устранению выявленных недостатков и совершенствованию  деятельности  организации образования;
4) обеспечение  реальных основ для стратегического планирования, развития, совершенствования и повышения эффективности деятельности организации образования;
5)разработка стратегии дальнейшего развития  организации образования;
6) формирование единой централизованной базы данных по всем направлениям деятельности организации образования.
7) подготовка организации  образования к проведению в ней процедуры государственной аттестации.
5. Самоаттестация организации образования, ее филиалов  и специальностей, по  которым  осуществляется выпуск  специалистов,  является обязательной процедурой, предшествующей  проведению государственной аттестации и аккредитации.
6. Самоаттестация организации образования осуществляется  в разрезе всех специальностей среднего профессионального,  высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, по которым организация образования имеет право осуществлять образовательную деятельность в соответствии с  государственной  лицензией.
7. Международные и иностранные организации образования и их филиалы, созданные и функционирующие на территории Республики Казахстан, подлежат процедуре самоаттестации на тех же условиях,  в том же порядке и объеме, что и организации образования Республики Казахстан, если иное не установлено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
8. Самоаттестация филиалов проводится в  порядке и объеме,  рекомендуемом для организации образования.
9. Самоаттестация способствует:
1) совершенствованию системы внутреннего контроля за обеспечением качества образования;
2)повышению эффективности функционирования и подготовки организации образования к процедуре государственной аттестации;
3) психологическому объединению, большей открытости и росту взаимного доверия коллектива при условии активного участия руководства организации образования, её структурных подразделений, представительства всех участников образовательного процесса, в том числе и обучающихся, широкого обсуждения на каждом этапе оценки деятельности организации образования.

2. Организация и проведение самоаттестации

 
10. Самоаттестация организации образования проводится по решению Ученого или Педагогического совета, на основе которого издается приказ руководителя организации образования о сроках ее проведения  и составе комиссии по проведению самоаттестации организации образования (далее – Комиссия).
 Председателем Комиссии является руководитель организации образования или его заместитель.
11. Подкомиссии создаются по каждому направлению деятельности организации образования, направлениям  подготовки и специальностям.
12. В состав Комиссии входят руководители структурных подразделений и ведущие специалисты  организации образования.
 В состав Комиссии могут быть включены   внешние эксперты, представители баз практик, местных органов управления образованием и организаций, заинтересованных в  выпускниках данной  организации образования.
В состав Комиссии могут  быть включены по согласованию  представители  центрального исполнительного органа в области образования.
13. Сроки проведения самоаттестации организаций образования соответствуют графикам проведения государственной аттестации организаций образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, ежегодно утверждаемым Министерством.
Самоаттестация проводится не позднее, чем за 2 месяца до государственной аттестации.
14. Отчет  Комиссии по итогам самоаттестации организации образования (далее – Отчет) составляется на основании количественных и качественных показателей за три года, приводимых в таблицах Приложений  к Рекомендациям В-1  -  В -6  для высших учебных заведений  или в таблицах Приложений   к  Рекомендациям К-1 - К-6  для колледжей и должна включать в себя  следующие разделы:
1) общая характеристика организации образования;
2) анализ кадрового потенциала;
3) анализ деятельности административно-управленческого персонала;
4) финансово-экономическая деятельность;
5) учебно-методическая работа;
6) воспитательная работа;
7) научно-исследовательская  деятельность;
8) информационное и библиотечное обеспечение учебного процесса;
9) творческая деятельность (для вузов искусств);
10) материально - техническая база;
11) социальная база;
12) международное сотрудничество;
13) система управления качеством образования;
14) недостатки и замечания, пути  их устранения;
15) выводы и предложения.
15. Общая характеристика организации образования включает в себя анализ ее деятельности согласно критериям, приведенным в таблицах  Приложений к Рекомендациям В-1-В-3 для  вузов или в таблицах Приложения К-1-К-2  для колледжей. При ссылках на учредительные документы  к материалам самоаттестации прилагаются  их копии.
16. Анализ кадрового потенциала осуществляется согласно показателям таблицы   Приложения к Рекомендациям В-5 для  вузов или таблицы Приложения К-4  для колледжей.
Необходимо указать:
1) общее количество профессорско-преподавательского состава  (далее – ППС);
2) количество ППС, работающих на полную ставку (650-700 часов) и  выше;
3) процент и средний возраст штатного ППС  с учеными степенями и званиями или с категорией;
4) количество докторов наук в процентном отношении от общего количества ППС;
5) количество кандидатов наук в процентном отношении от общего количества ППС;
6) число ППС, ведущих занятия на государственном языке;
7) число ППС, не имеющих базового образования.
Следует провести анализ, насколько рационально и эффективно действует существующая система подготовки, переподготовки, подбора и расстановки административно-управленческого персонала,  руководителей структурных подразделений, ППС и т.д.
 17. При характеристике деятельности административно-управленческого  персонала  (далее - АУП)  необходимо  указать:
1) соответствие  общего количества АУП  штатному  расписанию;
2) количество АУП, имеющее  ученые  степени и звания или  категории; средний возраст АУП;
3) производственный  стаж,  стаж  работы в системе  образования  и на руководящей  работе;
4) наличие  базового образования;
5) участие АУП в  работе  специализированных Ученых советов, Республиканских учебно-методических  объединений, комиссий Министерства по разработке общеобразовательных государственных стандартов образования и  нормативно-инструктивных  документов;
6) выполнение АУП учебно-методической нагрузки и научно-исследовательской  работы.
Следует проанализировать:
1) эффективность деятельности административного  персонала по управлению организацией  образования;
2) рациональность распределения функциональных обязанностей между сотрудниками и качество трудовой и исполнительской  дисциплины;
3) действенность существующей системы  подбора  и расстановки кадров;
4) организацию  подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящего  звена, работы с резервом;
5) осуществление мониторинга качественных  и количественных показателей роста научно-педагогических  кадров в организации образования.
18. При проведении анализа финансово-экономической деятельности  организации образования необходимо определить:
1) финансовое состояние, рентабельность,  финансовую устойчивость  организации образования;
 2) размеры средней заработной платы ППС и сотрудников с указанием динамики изменения за последние  три года;
3) объем  ежегодно  выделяемых средств на пополнение книжного фонда с указанием перечня приобретенной литературы; компьютерной техники;
4) объем средств, выделяемых для создания  вузовского гранта и фонда финансовой помощи для поддержки обучающихся и нуждающихся сотрудников;
5) объем средств, выделяемых на приобретение лабораторного оборудования, учебного инвентаря,  технических  и наглядных средств обучения;
6) состояние и полноту учета учащихся и студентов, обучающихся на платной основе, наличие договоров; стоимость их  обучения по отдельным специальностям  и их обоснование;
19. Показатели  учебно-методической деятельности за три отчетных года  отражаются в таблицах Приложений к Рекомендациям В-1, В-2, В-4 для вузов и К-1, К-2,  К-3 для колледжей.
 Следует  определить:
1) соответствие содержания типовых и рабочих учебных планов, типовых и рабочих учебных программ специальностей, методического обеспечения учебно-воспитательного процесса современным требованиям подготовки специалистов;
2) содержание, своевременность выполнения запланированных работ (планы работы, годовые отчеты, протоколы заседаний структурных подразделений, журналы внутрикафедрального контроля и взаимопосещений занятий, индивидуальные планы работы преподавателей и т.д.);
3) уровень методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, его соответствие современным требованиям к качеству подготовки специалистов; качество рабочих учебных программ, методических разработок и  рекомендаций  по видам учебной деятельности обучающихся, организация методических семинаров и т.д.;
4) эффективность внедрения современных педагогических технологий и новых методов обучения, средств активизации познавательной деятельности обучающихся, усиления их  индивидуальной и самостоятельной подготовки, повышения качества и интенсификации учебного процесса;
5) качество организации текущего и итогового контроля знаний обучающихся, их аттестация по завершении циклов обучения, использование форм тестового контроля и др.;
6) итоги защиты дипломных проектов (работ) и сдачи государственных экзаменов, отзывы председателей ГАК, предприятий, учреждений и организаций о качестве подготовки специалистов;
7) уровень организации и проведения учебно-производственной и  преддипломной практик, их соответствие  целям  и задачам подготовки специалистов; наличие договоров о прохождении практик; их результативность;
8) состояние учебной и учебно-методической работы организации образования  по подготовке специалистов без отрыва от производства;
9) уровень востребованности  выпускников по специальностям (распределение по направлениям, заявкам заказчиков, госзаказу, договорам и т.д.), результативность деятельности по трудоустройству;
10) количество учебников, учебных и методических пособий,  учебно-методических разработок, изданных преподавателями  организации образования, в том числе на государственном языке (в целом, в  расчете на одного штатного преподавателя).
20. Характеристика содержания, форм и методов воспитательной работы, ее эффективность.
Комиссия  должна:
1) проверить обеспечение правовой, методической, организационно-экономической  базы  воспитания  в организации образования;
2) провести анализ содержания, форм  и методов  воспитания,  адекватных  функциям  профессионального образования и модели конкурентоспособного  учащегося и студента.
Необходимо проверить:
1) качество постановки проблем воспитательной  работы в планах Ученого и Педагогического советов организации образования и эффективность их реализации;
2) действенность работы Совета кураторов;
3) эффективность культурно-массовых и спортивных мероприятий;
4) создание  необходимых  условий для  самореализации личности в  различных  сферах (работа кружков, обществ, спортивных секций  и др.);
5) осуществление индивидуальной воспитательной работы с обучающимися и сотрудниками;
6) состояние информационного и методического  обеспечения воспитательного  процесса;
7) степень участия обучающихся в деятельности  Республиканских и местных молодежных организаций;
8) степень участия обучающихся в  олимпиадах, проектах, конкурсах, акциях, спортивных соревнованиях различных  уровней;
9)деятельность организации образования, направленная  на  улучшение материального благосостояния обучающихся (организация  бесплатных  посещений театров, музеев, выставок, бесплатного  доступа в  библиотеке и читальные  залы и т.д.).
20. Качество и результативность научно-исследовательской  деятельности определяются  из анализа объективных показателей научно-исследовательской работы, в том числе, данных по объему финансирования   отраслевых и целевых фундаментальных и прикладных НИР по госбюджету, хоздоговорам и грантам.
Необходимо определить степень участия организации образования в выполнении научных программ и проектов по таким  показателям, как:  
1) количество научных программ, по которым организация образования является ведущей;
2) количество НИР, координируемых Министерством и другими государственными органами, международными программами (проектами);
3) участие  сотрудников в конкурсах, конференциях, выставках;
4) наличие изобретений, патентов, научных публикаций, монографий ППС;
5) результаты НИР, внедренные в производство;
6) количество  и результативность участия  в НИР студентов  и др.;
7) объемы финансирования НИР: полный объем финансирования, по государственному бюджету, по хозяйственным договорам,  в расчете на одного штатного преподавателя;
8) использование результатов НИР  в   учебном процессе, подготовке  научно-педагогических кадров и др.
21. Информационно-методическое  и библиотечное  обеспечение учебного процесса. Комиссия должна определить:
1) количество и эффективность использования компьютерной техники в организации образования;
2) доступность терминалов для работы в INTERNET;
3) количество компьютеров, объединенных в локальные сети INTERNET и  INTRANET;
4) объем средств, ежегодно направляемых на обновление компьютерной базы и программного обеспечения;
5) наличие собственного сайта в сети INTERNET;
6) наличие информационной  базы  данных и т.п.;
7) соответствие требованиям, предъявляемым к  формированию библиотечных фондов;
8) качество  фонда основной учебной литературы по каждому профилю  подготовки с учетом степени устареваемости;
9) качество фонда дополнительной литературы (официальные, справочно-библиографические и периодические издания);
10) объем библиотечных фондов по отношению к контингенту и их соответствие  целям и задачам образовательного процесса (учебная, учебно-методическая и научная литература, методические пособия);
Необходимо  проанализировать общее состояние библиотеки:
1) достаточность посадочных мест в читальном зале;
2) удобство обслуживания читателей;
3) наличие компьютеризованного справочно-библиографического каталога;
4) доступ к современным информационным базам;
5) возможность оперативного получения  и обмена информацией  с отечественными и зарубежными вузами,   библиотеками и организациями, выхода    в INTERNET;
6) объем средств, ежегодно направляемых на обновление библиотечного фонда; источники учебной информации по каждой специальности; наличие в библиотеке  перечня методических пособий и разработок (описаний) и др.;
7) укомплектованность штата библиотечных работников, соответствие  базового образования должности; повышение их квалификации.
22. Показатели по материально-технической  и социальной базе организации образования указываются в таблицах Приложения к Рекомендациям В-1, В-6  для вузов и в таблицах Приложения к Рекомендациям К-1, К-6 для колледжей.
 Необходимо выявить тенденции их изменения, соответствия учебно-материальной базы и социальных условий пребывания обучающихся требованиям, предъявляемым к организациям образования; целям и задачам образовательного процесса.
Комиссия должна определить:
1) степень соответствия полезной учебной собственной и арендованной площади действующим санитарным нормативам и требованиям противопожарной безопасности, требованиям, содержащимся в лицензии на право ведения образовательной деятельности;
2) степень оснащенности учебно-лабораторных кабинетов современным оборудованием (аудиовизуальными средствами обучения, учебным инвентарем и др.);
3) обеспеченность обучающихся спортивными сооружениями, лечебными учреждениями, общежитиями, столовой;
4) наличие и мощность редакционно-издательского центра.
23. Основные показатели деятельности по международному  сотрудничеству приводятся в таблице Приложения к Рекомендациям В-1 для вузов и таблице Приложения к Рекомендациям К-1 для колледжей.
Необходимо определить:
1) наличие договоров и соглашений с зарубежными вузами и научными учреждениями по стажировке  студентов и ППС, подготовке специалистов, повышению квалификации, переподготовке научно-педагогических кадров;
2) эффективность научного сотрудничества с зарубежными организациями образования, международными фондами и ассоциациями, научными центрами и другими организациями.

3. Система управления качеством образования

 
24. Для всестороннего рассмотрения и анализа уровня организации образовательного процесса в целом и качества знаний обучающихся по специальностям, проходящим аттестацию, комиссия по  самоаттестации проводит:
1) анкетирование обучающихся, ППС и сотрудников, председателей и членов  ГАК, родителей;
2) беседы с участниками  образовательного процесса и работодателями;
3) анализ эффективности деятельности АУП  по организации  внутреннего контроля за качеством знаний обучающихся;
4) посещение  занятий и баз практики;
5) контрольные срезы  знаний  обучающихся (устные  опросы, письменные  задания, тестирование, задания  с  использованием технических  средств обучения);
6) изучение и анализ документации по осуществлению форм внутреннего контроля  за  качеством образования;
7) анализ эффективности системы по управлению  качеством  подготовки   обучающихся.
25. Материалы контрольных  заданий и вопросов разрабатываются под руководством  учебно-методического  управления (учебной  части) организации образования, исходя  из циклов социально-гуманитарных и естественно-научных дисциплин для  обучающихся старших курсов; для  обучающихся выпускных  курсов - исходя  из циклов общепрофессиональных  и специальных  дисциплин.
26. В качестве основной  процедуры  оценки остаточных знаний  обучающихся  старших и выпускных курсов, проходящих аттестацию,  комиссией по самоаттестации проводится их тестирование.
По решению Ученого или Педагогического  совета  могут быть использованы   другие методы и формы  оценки.
27. Результаты тестирования студентов старшего и выпускного курсов сводятся в таблицу Приложения к Рекомендациям В-6 для   вузов или в таблицу Приложения  к Рекомендациям К-7 для колледжей.
28. Анализ контроля знаний обучающихся и эффективности системы управления  качеством  знаний (результатов тестирования, опросов, других форм контрольного среза знаний и умений обучающихся, анкетирования , изучения документации, форм контроля за деятельностью ППС  и сотрудников и др.) осуществляется Комиссией, на основании чего разрабатываются  рекомендации.

4. Проведение самоаттестации специальностей

 
29. Самоаттестация специальностей проводится  в том же порядке и объеме,  по тем же направлениям,  как и для организации образования в целом.
30. Основные показатели подготовки по специальностям  отражаются в таблицах Приложения к Рекомендациям В-1, В-6   для  вузов или в таблицах Приложения к Рекомендациям К-1,   К-2  для колледжей.
31. Материалы по самоаттестации специальностей включаются в итоговый документ по самоаттестации организации образования.

5. Подведение итогов работы комиссии по самоаттестации

 
32. Комиссия рассматривает материалы самоаттестации каждой специальности и  каждого подразделения, анализирует и обобщает их результаты для оценки деятельности организации образования в целом.
 По материалам самоаттестации специальностей и подразделений  Комиссия готовит Отчет, в котором должен быть приведен  анализ деятельности организации образования за 3 года. В заключении должны быть представлены конкретные предложения и выводы о соответствии уровня, содержания и качества подготовки специалистов по каждой специальности требованиям общеобязательных стандартов среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского  профессионального образования.
33. Итоги самоаттестации рассматриваются  на  расширенном заседании  Ученого  или Педагогического совета организации образования и доводятся до сведения всех участников образовательного процесса.
Отчет об итогах аттестации размещается на web-сайте организации  образования.
Разрабатывается план мероприятий по устранению недостатков и упущений с указанием конкретных сроков и ответственных.
34. После устранения выявленных недостатков Комиссия осуществляет повторную выборочную проверку и выносит результаты на рассмотрение Ученого или Педагогического совета, который принимает решение о готовности каждой специальности и организации образования в целом к проведению государственной аттестации и утверждает Отчет.
38. Отчет  должен содержать подробные сведения по всем разделам Программы вузов или Программы колледжей с их  приложениями в виде таблиц, а также копии учредительных документов и Устава.
Отдельно прилагаются материалы по самоаттестации филиалов организаций образования и специальностей.
39. Материалы самоаттестации организации образования представляются в Министерство не позднее,  чем за  месяц до срока проведения государственной аттестации, установленного  графиком.
В них включаются:
1) выписка из протокола заседания  Ученого или Педагогического   совета с решением  о проведении самоаттестации;
2) приказ о создании комиссии по проведению самоаттестации, утвержденный руководителем организации образования;
3) протокол заседания Ученого или Педагогического совета об утверждении Отчета комиссии по самоаттестации;
4) банк  данных,  использованных для  контроля  качества знаний;
5)  Отчет по итогам самоаттестации.
40. На  основании полученных материалов самоаттестации  организации образования  при условии их соответствия  предъявляемым требованиям Министерством принимается решение о составе аттестационной комиссии и конкретных сроках проведения государственной аттестации.
41. За объективность и достоверность представленных в Министерство материалов  самоаттестации несет ответственность руководитель организации образования.

О Комитете
Руководство
Номенклатура специальностей научных работников
Бюллетень Комитета
Концепция совершенствования системы аттестации
Приказы
Инструктивные письма
Списки утверждённых соискателей
Перечень диссертационных советов
Перечень научных изданий
Перечень ведущих организаций
Перечень вузов, имеющих лицензии
Перечень пунктов проведения ЕНТ
Объявления о защите докторских диссертаций

Международная деятельность

Проект TACIS «Поддержка развития и мониторинга системы обеспечения качества ...

Для обсуждения!

Предложения по изменению НПА по системе аттестации научных и научно-педагогических кадров
проект "Программа и методические рекомендации по организации проведения госаттестации ..."
проекты нормативных правовых документов по подготовке докторов PhD
2005-2007 © Білім және ғылым саласындағы қадағалау және аттестатау комитеті
Сайттың материадарын қолдану кезінде www.educontrol.kz сайтына гиперссылкаға міндетті.