Каз | Рус

Іздеу  
  

Бастауыш   / Для обсуждения   / Критерии оценки степени риска в области образования (проект) 
Критерии оценки степени риска в области образования (проект)

Проект


Приложение 1

к совместному приказу

Министра образования и науки

Республики Казахстан

от «__» _____ 2009 г. № _____

и Министра экономики и бюджетного планирования

Республики Казахстан от «__» _____ 2009 г. № _____


Критерии

оценки степени риска в области образования

1. Общие положения

1. Критерии оценки степени риска в области образования (далее - Критерии) разработаны для проведения плановых проверок организаций образования уполномоченным государственным органом по контролю.

2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:

1) риск – вероятность снижения качества предоставляемых образовательных услуг организациями образования;

2) система оценки степени риска – это комплекс мероприятий, проводимый уполномоченным на осуществление контрольных функций государственным органом, с целью планирования проверок;

3) критерии оценки степени риска – совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью организации образования, особенности отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести организации образования к различным степеням риска.

3. В зависимости от степени риска уполномоченный государственный орган по контролю относит организации образования к группам высокого, среднего либо незначительного риска и определяет для них периодичность проведения плановых проверок, но не чаще:

одного раза в год – при высокой степени риска;

одного раза в три года – при средней степени риска;

одного раза в пять лет – при незначительной степени риска.

2. Методика расчета для оценки степени риска в области образования

4. Для оценки степени риска выбрано от 7 до 12 критериев, наиболее характеризующих условия безопасного функционирования организаций образования. Их доля в общем показателе в баллах обозначена как Пі, где:

і = 1; 2;...; 12 для вузов;

i=1; 2;...; 9 для колледжей;

i= 1; 2; ....7 для школ.

Пі определяется по формуле:

Пі = Ді х Кij (1)‏

где Ді - доля i-того критерия от их общего показателя (в баллах),

Кij - весовой коэффициент для i-того критерия, где Кij = 0,1; 0,5; 1,0

(при j = 1; 2; 3)‏

Суммарный показатель Pk для оценки уровня рисков k-той организации

образования определяется по формуле:

Рk = ∑ Пі = ∑ (Ді х Кij) (2)

Максимальный балл составляет 100 баллов, минимальный — 10 баллов.

По суммарному показателю Pk определяется зона риска для k-той организации.

3. Применение методики расчета для оценки степени риска в области образования

5. Методика расчета для оценки степени риска в высших учебных заведениях указана в таблице 1:

Таблица 1

Наименование критерия для оценки степени риска,

Пі

Доля критерия от их общего показателя(в баллах), Ді

Предельные показатели для определения весового коэффициента

Весовой коэффициент,

Кіj

1

Наличие аккредитации организаций образования, П1

16

Национальная институциональная и международная аккредитация

1

Специализированная национальная аккредитация

0,5

Неучастие

0,1

2

Соблюдение ГОСО РК, П2

14

Соблюдение требований

1

Незначительные нарушения

0,5

Значительные нарушения

0,1

3

Доля штатных преподавателей от их общего числа, их остепененность, П3

10

Соответствует квалификационным требованиям

1

Незначительное несоответствие 1-го показателя

0,5

Несоответствие по обеим показателям

0,1

4

Оснащенность учебного процесса учебно-лабораторным оборудованием, П4

9

Соответствует требованиям

1

Морально устаревшее оборудование

0,5

Отсутствует или не соответствует требованиям

0,1

5

Библиотечный фонд, П5

9

Соответствует квалификационным требованиям

1

Не выполняются требования к обновляемости литературы

0,5

Не соответствует квалификационным требованиям

0,1

6

Результаты ПГК (процент не прошедших специальностей), П6

8

9 % и ниже

1

В пределах (10-24 %)

0,5

25 % и выше

0,1

7

Качественный состав студентов при приеме в вуз (средний балл ЕНТ и КТ), П7

7

Средний балл 80-100

1

Средний балл 51-79

0,5

Средний балл 45-50

0,1

8

Затраты вуза на обучение одного студента, П8

6

Расходы на обучение соответствуют 100% и выше от нормы, установленной постановлением Правительства РК

1

Расходы на обучение в пределах 91-99% от нормы, установленной постановлением Правительства РК

0,5

Расходы менее 90% от нормы, установленной постановлением Правительства РК

0,1

9

Соблюдение законов и постановлений Правительства РК, П9

6

Соблюдение требований

1

Несоблюдение требований постановлений Правительства РК

0,5

Несоблюдение требований законов РК

0,1

10

Доля студентов, обучающихся по государственному заказу, П10

6

61-100 %

1

31-60 %

0,5

0-30 %

0,1

11

Доля студентов, обучающихся по дневной форме (д/(д+з+в), П11

5

75 % и выше

1

В пределах 51-74 %

0,5

50 % и ниже

0,1

12

Срок деятельности вуза, П12

4

25 лет и выше

1

16-24 лет

0,5

1-15 лет

0,1

6. Методика расчета для оценки степени риска в колледжах и профессиональных лицеях указана в таблице 2:

Таблица 2

 

Наименование критерия для оценки степени риска,

Пі

Доля критерия от их общего показателя(в баллах), Ді

Предельные показатели для определения весового коэффициента

Весовой коэффициент,

Кіj

1

Соблюдение ГОСО РК, П1

16

Соблюдение требований

1

Незначительные нарушения

0,5

Значительные нарушения

0,1

2

Доля штатных преподавателей от их общего числа, наличие категорий, П2

14

Соблюдение квалификационных требований

1

Незначительное несоответствие одного из показателей

0,5

Несоответствие обоих показателей

0,1

3

Оснащенность учебного процесса учебно-лабораторным оборудованием, П3

13

Соответствует требованиям

1

Наличие частично морально устаревшего оборудования

0,5

Отсутствует или не соответствует требованиям

0,1

4

Библиотечный фонд, П4

12

Соответствует квалификационным требованиям

1

Не выполняются требования к обновляемости литературы

0,5

Не соответствует квалификационным требованиям

0,1

5

Соблюдение законов и постановлений РК, П5

11

Отсутствие нарушений

1

Несоблюдение менее 30 % требований

0,5

Несоблюдение более 30 % требований

0,1

6

Затраты на обучение одного обучающегося, П6

10

Расходы на обучение 100% и выше от установленной нормы

1

Расходы на обучение в пределах 91-99% от установленной нормы

0,5

Расходы менее 90% от установленной нормы

0,1

7

Доля обучающихся по государственному заказу, П7

9

61-100 %

1

31-60 %

0,5

0-30 %

0,1

8

Доля студентов, обучающихся по дневной форме (д/(д+з+в), П8

8

75 % и выше

1

В пределах 51-74 %

0,5

50 % и ниже

0,1

9

Срок деятельности организации образования, П9

7

25 лет и выше

1

16-24 лет

0,5

1-15 лет

0,1

7. Методика расчета для оценки степени риска в школах указана в таблице 3:

Таблица 3

 

Наименование критерия для оценки степени риска,

Пі

Доля критерия от их общего показателя(в баллах), Ді

Предельные показатели для определения весового коэффициента

Весовой коэффициент,

Кіj

1

Соблюдение ГОСО РК, квалификационных требований, П1

20

Отсутствие нарушений

1

Несоблюдение менее 30 % требований

0,5

Несоблюдение более 30 % требований

0,1

2

Доля учителей высшей и первой категорий, П2

17

Соответствует квалификационным требованиям

1

Несоответствие по одной категории

0,5

Несоответствие по обоим категориям

0,1

3

Средний балл ЕНТ, П3

15

Средний балл 80 и выше

1

Средний балл 51-79

0,5

Средний балл 45-50

0,1

4

Наличие призеров-участников республиканских, международных конкурсов, олимпиад, обладателей знака «Алтын белгі», П4

14

Призеры международных конкурсов, олимпиад, обладатели знака «Алтын белгі»

1

Призеры республиканских конкурсов, олимпиад

0,5

Отсутствуют

0,1

5

Библиотечный фонд, П5

13

Соответствует квалификационным требованиям

1

Не выполняются требования к обновляемости литературы

0,5

Не соответствует квалификационным требованиям

0,1

6

Результаты ПГК, П6

11

100% - ная сдача ПГК

1

Сдали ПГК 93-99 % учащихся

0,5

Не преодолели пороговый уровень

0,1

7

Отклонение численности учащихся от нормы, П7

10

Отклонение численности учащихся от нормы до 10 %

1

Отклонение численности учащихся от нормы от 10 % до 50 %

0,5

Отклонение численности учащихся от нормы более 50 %

0,1

8. Зоны риска для каждого уровня образования определяются согласно таблице 4:

Таблица 4

Зоны риска

Рk, баллы

Вузы

1

Зона с высокой степенью риска

10-40 баллов (33,3 %)

2

Зона со средней степенью риска

41-70 баллов (33,3 %)

3

Зона с незначительной степенью риска

71-100 баллов (33,3 %)

Колледжи и профессиональные лицеи

1

Зона с высокой степенью риска

10-20 баллов (11,1 %)

2

Зона со средней степенью риска

21-40 баллов (22,2 %)

3

Зона с незначительной степенью риска

41-100 баллов (66,7 %)

Школы

1

Зона с высокой степенью риска

для сельских школ: 10-15 баллов (5,6 %);

для городских школ: 10-25 баллов (16,7%)

2

Зона со средней степенью риска

для сельских школ: 16-25 баллов (11,1 %); для городских школ: 26-40 баллов (16,7%)

3

Зона с незначительной степенью риска

для сельских школ: 26-100 баллов (83,3 %); для городских школ: 41-100 баллов (67,7%).

9. Основанием для приоритетного планирования проверок организаций образования всех уровней является сумма баллов, исходя от сведений их деятельности, входящих в Критерии, а также анализа результатов проверок.

10. Отнесение организаций образования в зонах риска зависит от изменений показателей Критериев.

4. Порядок планирования проверок

11. Формирование и ведение ведомственной системы оценки степени риска в области образования осуществляется уполномоченными сотрудниками контролирующего государственного органа.

12. На каждую организацию образования ведется наблюдательное дело, в котором подшиваются акт о назначении проверки, проверочный лист по проверке, необходимые сведения по основным показателям образовательной деятельности.

13. В срок до 10 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, уполномоченным государственным органом по контролю направляются ежегодные планы проведения проверок в орган по правовой статистике для формирования Генеральной прокуратурой Республики Казахстан ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

Изменения в ежегодные планы проведения проверок не допускаются.

5. Порядок проведения проверок

14. Проверка проводится на основании акта о назначении проверки уполномоченным государственным органом по контролю.

В акте о назначении проверки указываются:

1) номер и дата акта;

2) наименование уполномоченного государственного органа по контролю;

3) фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки;

4) наименование проверяемой организации образования, в отношении которой назначено проведение проверки, ее место нахождения, идентификационный номер, участок территории;

5) предмет назначенной проверки;

6) срок проведения проверки;

7) правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

8) проверяемый период;

9) подпись лица, уполномоченного подписывать акты, и печать уполномоченного государственного органа по контролю.

15. Акт о назначении проверки в обязательном порядке регистрируется в органе по правовой статистике, в порядке установленном законодательством Республики Казахстан.

Наличие регистрации акта о назначении проверки не является доказательством законности такой проверки.

16. Уполномоченный государственный орган по контролю обязан известить в письменном виде организацию образования о начале проведения плановой проверки не менее чем за тридцать календарных дней до начала самой проверки с указанием сроков и предмета проведения проверки.

17. Должностное лицо уполномоченного государственного органа по контролю, прибывшее для проверки на объект, обязан предъявить:

1) акт о назначении проверки с отметкой о регистрации в органе по правовой статистике;

2) служебное удостоверение;

3) при необходимости, разрешение компетентного органа на посещение режимных объектов;

4) медицинский допуск, наличие которого необходимо для посещения объектов;

5) проверочный лист по проверке уполномоченного государственного органа по контролю.

18. Началом проведения проверки считается момент вручения проверяемой организации образования акта о назначении проверки.

19. В случае отказа в принятии акта о назначении проверки или воспрепятствования доступу должностного лица уполномоченного государственного органа по контролю, осуществляющего проверку, к материалам, необходимым для проведения проверки, составляется протокол. Протокол подписывается должностным лицом уполномоченного государственного органа по контролю, осуществляющим проверку, и уполномоченным лицом проверяемой организации образования.

Уполномоченное лицо проверяемой организации образования вправе отказаться от подписания протокола, дав письменное объяснение о причине отказа. Отказ от получения акта о назначении проверки не является основанием для отмены проверки.

20. Проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами) уполномоченного государственного органа по контролю, которое указано в акте о назначении проверки.

21. Срок проведения проверки устанавливается с учетом объема предстоящих работ, а также поставленных задач и не должен превышать семь рабочих дней.

При необходимости проведения специальных исследований, испытаний, экспертиз, а также в связи со значительным объемом проверки срок проведения проверки может быть продлен только один раз руководителем уполномоченного государственного органа по контролю (либо лицом, его замещающим) на срок не более десяти рабочих дней.

В случае продления сроков проверки уполномоченный государственный орган по контролю в обязательном порядке оформляет дополнительный акт о продлении проверки с регистрацией в органе по правовой статистике, в котором указываются номер и дата регистрации предыдущего акта о назначении проверки и причина продления.

Проверка может быть приостановлена один раз на срок не более одного месяца.

В исключительных случаях (необходимость получения сведений, документов от иностранных государств и имеющих существенное значение в рамках проводимой проверки, проведение специальных исследований, испытаний, экспертиз на срок свыше тридцати рабочих дней) срок приостановления проверки не устанавливается.

Уведомление организации образования о приостановлении и возобновлении проверки производится за один день до приостановления либо возобновления проверки с уведомлением органа по правовой статистике.

При приостановлении или возобновлении проверки выносится акт о приостановлении либо возобновлении проверки.

Исчисление срока проведения приостановленной проверки продолжается со дня ее возобновления.

Повторное проведение проверки организации образования, по которому проверка была приостановлена и не возобновлена в установленные в настоящем пункте сроки, не допускается.

22. Акт о назначении проверки оформляется исключительно на одну организацию образования.

23. По результатам проверки должностным лицом уполномоченного государственного органа по контролю, осуществляющим проверку, составляется акт о результатах проверки в двух экземплярах.

В акте о результатах проверки указываются:

1) дата, время и место составления акта;

2) наименование уполномоченного государственного органа по контролю, проводившего проверку;

3) дата и номер акта о назначении проверки, на основании которого проведена проверка;

4) фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность лица (лиц), проводившего проверку;

5) наименование проверяемой организации образования, должность представителя юридического лица, присутствовавшего при проведении проверки;

6) дата, место и период проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере;

8) сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, их подписи или отказ от подписи;

9) подпись должностного лица (лиц), проводившего проверку. К акту о результатах проверки прилагаются протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки.

24. В случае наличия замечаний и (или) возражений по результатам проверки руководитель организации образования либо его представитель излагают их в письменном виде.

Замечания и (или) возражения могут прилагаться к акту о результатах проведения проверки, о чем делается соответствующая отметка.

25. Один экземпляр акта о результатах проверки с копиями приложений, за исключением копий документов, имеющихся в оригинале у организации образования, вручается руководителю организации образования либо его представителю для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных нарушений и других действий.

26. По выявленным в результате проверки нарушениям организация образования обязана в трехдневный срок при отсутствии возражений предоставить информацию о мерах, которые будут приняты по устранению выявленных нарушений, с указанием сроков, которые согласовываются с руководителем уполномоченного государственного органа по контролю, проводившего проверку.

27. Организации образования имеют право вести книгу учета посещений и проверок. Должностные лица уполномоченного государственного органа по контролю обязаны в книге учета посещений и проверок организаций образования произвести запись о проводимых действиях с указанием фамилий, должностей и данных, изложенных в акте.

28. Изъятие и выемка подлинных бухгалтерских и иных документов запрещаются.

Изъятие и выемка подлинных документов производятся в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, а также в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».

29. В случае отсутствия нарушений законодательства Республики Казахстан при проведении проверки в акте о результатах проверки производится соответствующая запись.

30. Завершением срока проверки считается день вручения проверяемой организации образования акта о результатах проверки не позднее срока окончания проверки, указанного в акте о назначении проверки.


2. Порядок оценки риска

4. Оценка риска в области образования осуществляется в совокупности, исходя из значимости организаций образования, анализа результатов проверок и сведений об их деятельности, входящих в Критерии.

5. Распределение организаций образования по значимости:

1) к высокой степени риска относятся организации образования:

предоставляющие образовательные услуги в нарушение государственных общеобязательных стандартов образования Республики Казахстан;

не участвующие в процедуре аккредитации;

не выполняющие требования по обеспеченности и оснащенности учебно-лабораторным оборудованием;

не соблюдающие требования по численности штатных преподавателей, их остепененности, а также учителей высшей и первой категорий;

2) к средней степени риска относятся организации образования:

не выдерживающие требования по библиотечному фонду;

не прошедшие пороговый уровень промежуточного государственного контроля;

имеющие контингент обучающихся со средним баллом сертификатов ЕНТ и КТ от 45 до 79;

не выполняющие отдельные требования законов и постановлений Республики Казахстан;

не имеющие призеров-участников республиканских, международных конкурсов, олимпиад, а также обладателей знака «Алтын белгі».

3) к незначительной степени риска относятся организации образования:

не соблюдающие нормы по средним расходам на подготовку 1 специалиста;

имеющие долю студентов, обучающихся по государственному заказу, от 30 до 100 процентов;

имеющие долю студентов, обучающихся по дневной форме обучения, ниже нормы;

имеющие отклонение численности обучающихся от нормы;

функционирующие 1-15 лет.

6. Отнесение организаций образования в зонах риска зависит от изменений показателей Критериев.

  

Контактная информация:
010000, г. Астана, Левый берег реки Ишим, улица N35, дом 8 (Дом министерств), подъезд 11
Телефон: +7 7172 74-23-49  Факс: +7 7172 74-23-49, 
+7 7172 50-63-91
E-mail: